Урок 8. Строение солей

Урок 8. Строение солей

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ

Соли – это электролиты, диссоциирующие в водном растворе на катионы металлов и анионы кислотного остатка. Соли могут быть средними (нормальными), основными, кислыми, двойными и смешанными.

При обычных условиях все соли – твёрдые вещества. Многие соли не имеют цвета, но некоторые ионы придают солям характерную окраску:

Растворимость солей различна. Практически все нитраты, соли натрия, калия, рубидия, цезия и аммония NH4 + растворимы. Среди сульфидов и фосфатов растворимы только фосфаты и сульфиды щелочных металлов.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СРЕДНИХ СОЛЕЙ
  1. Соли взаимодействуют с металлами. Более активные металлы (более активные восстановители) вытесняют менее активные из растворов их солей:

В этом примере ионы меди Cu 2+ являются окислителем, а цинк – восстановителем.

Активность металла определяется его положением в электрохимическом ряду напряжений металлов:
Li, Cs, К, Ва, Са, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Co, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Ag, Pt, Au.

Щелочные (Li, Na, K, Rb, Cs) и щёлочноземельные металлы (Ca, Sr, Ва) реагируют с растворами солей иначе. Сначала щелочной или щёлочноземельный металл реагирует с водой раствора соли:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Образовавшаяся щёлочь реагирует с раствором соли:

Так как в ходе первой реакции выделяется достаточное количество тепла, гидроксид меди (II) разлагается (свойство нерастворимых гидроксидов):

Cu(OH)2 = CuO + H2O

Поэтому вместо меди в такой реакции образуется смесь её оксида и гидроксида.

  1. Растворы солей реагируют со щелочами (см. конспект по химии «Неорганические основания»).
  2. Соли реагируют с кислотами (см. конспект по химии «Неорганические кислоты»).
  3. Растворы солей реагируют друг с другом, если в результате реакции выпадает осадок (образуется нерастворимая соль):

  1. Некоторые соли разлагаются при нагревании. Как правило, при нагревании разлагаются соли летучих кислот. Например, карбонаты (кроме карбонатов щелочных металлов) разлагаются с образованием углекислого газа и оксида металла:

Разложение нитратов при нагревании рассмотрено в конспекте «Нитраты».

ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДНИХ СОЛЕЙ
  1. Реакция взаимодействия оснований с кислотами:

Mg(OH)2 + H2SO4 = MgSO4 + 2H2O

  1. Реакция основного оксида и кислоты:

MgO + H2SO4 = MgSO4 + H2O

  1. Реакция основания с кислотным оксидом:
  1. Реакция основного и кислотного оксида друг с другом:

MgO + SO3 = MgSO4

  1. Реакция металла с неметаллом (получение солей бескислородных кислот):

  1. Получение одних солей из других:

а) по реакции замещения:

б) по реакции обмена (см. взаимодействие солей друг с другом):

MgI2 + HgSO4 = MgSO4 + HgI2

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛЫХ СОЛЕЙ
  1. Неполная нейтрализация двухосновных, трёхосновных, многоосновных кислот основаниями:

2NaOH + H3РO4 = Na2HPO4 + 2H2O

(в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия);

NaOH + H3РO4 = NaH2PO4 + H2O

(в результате неполной нейтрализации образуется дигидрофосфат натрия).

  1. Неполная нейтрализация кислотных оксидов, соответствующих двухосновным, трёхосновным, многоосновным кислотам, основаниями (так можно получить только соли кислородсодержащих кислот):

4NaOH + Р2O5 = 2Na2HPO4 + H2O

(в результате неполной нейтрализации образовался дигидрофосфат натрия);

2NaOH + Р2O5 + H2O = 2NaH2PO4

(в результате неполной нейтрализации образовался гидрофосфат натрия).

  1. Взаимодействие средних солей с соответствующими кислотами:

Na2SO4 + H2SO4 = 2NaHSO4
NaCl (тв
.) + H2SO4 (конц.) = NaHSO4 + HCl

  1. Взаимодействие средних солей с оксидами, соответствующими многоосновным кислотам, в водных растворах:

СаСO3 + СO2 + H2O = Са(НСО3)2

(в данном примере взвесь СаСO3 постепенно исчезает, так как образуется хорошо растворимый гидрокарбонат кальция).

Кислые соли, как правило, растворимы лучше соответствующих им средних. Так, например, гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2 растворим в воде, в то время как карбонат кальция практически нерастворим.

  1. Кислые соли нестабильных кислот разлагаются при нагревании с образованием средних солей:

  1. Кислую соль можно перевести в среднюю, обработав её эквивалентным количеством щёлочи:

  1. Кислые соли вступают в такие же реакции, как и средние, например в обменные реакции солей друг с другом:

Образец выполнения задания ОГЭ

Задание. И сульфат меди (II), и нитрат серебра взаимодействуют

  • 1) с хлоридом калия
  • 2) с соляной кислотой
  • 3) с оксидом магния
  • 4) с железом

Решение. Хлорид калия, сульфат меди (II), нитрат серебра – соли. Растворимые соли взаимодействуют друг с другом, если в результате реакции один из продуктов реакции выпадает в осадок (т. е. образуется малорастворимое в воде вещество). В случае взаимодействия нитрата серебра с хлоридом калия действительно образуется осадок (белый творожистый осадок хлорида серебра):

Но сульфат меди (II) с хлоридом калия не взаимодействует, в данном случае связывания ионов в растворе не происходит. Таким образом, вариант 1 не подходит.

Соляная кислота – сильный электролит. Сильные кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот, вытесняя их из солей. Но сульфат меди (II) – соль сильной серной кислоты, а нитрат серебра – соль сильной азотной кислоты. Серная кислота может вытеснить азотную и соляную кислоты из кристаллических солей (не в растворах), так как HNO3 и НCl – летучие кислоты, а серная – нелетучая. Соляная кислота вытеснить серную или азотную не может. Поэтому вариант 2 не подходит.

С оксидами соли взаимодействуют в редких случаях. Например, карбонаты при сплавлении взаимодействуют с оксидом кремния (IV). Средние соли при взаимодействии в растворе с кислотными оксидами соответствующих кислот превращаются в кислые соли (если такие для данных кислот существуют). В данном примере оксид магния не взаимодействует ни с сульфатом меди (II), ни с нитратом серебра. Ответ 3 не подходит.

Читайте также:
Урок 14. Выход продукта реакции

Обе соли взаимодействуют с железом. Железо находится в электрохимическом ряду напряжений металлов до меди и до серебра:

Правильный ответ – 4 (с железом).

Конспект урока по химии в 8 классе «Соли: классификация, свойства, получение». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по химии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по химии

Технологическая карта урока «Соли», 8 класс

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Соли» 1/26

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о солях, классификации и особенностях строения; 2) развития – сформировать умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать соли по растворимости в воде, описывать свойства веществ, различать заряды ионов и степень окисления; 3) воспитания – продолжить развивать химическую речь, обогащать её словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях; воспитывать у обучающихся такие личностные качества, как сосредоточенность, внимательность. развивать мотивацию изучения химии при обращении к жизненному опыту обучающихся и систематизации знаний о распространении и взаимосвязи веществ в природе.

Термины и понятия: соли, номенклатура солей

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица «Растворимость кислот, солей и оснований», плакат «Названия кислот и солей», карточки с заданиями

Межпредметные связи: математика (наименьшее общее кратное)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Знать: определения изученных понятий: «соли», правила ТБ при выполнении лабораторных работ

Уметь: определять принадлежность неорганических веществ к классу солей по формуле, степень окисления элементов в солях; описывать свойства отдельных представителей солей; составлять формулы и названия солей; использовать таблицу растворимости для определения растворимости солей

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; принимать участие в работе группами; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные – формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль знаний:

Какие вещества относятся кислотам? (Кислоты – это сложные вещества, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка)

Выполните задание «Найди кислоту». (См. Ресурсный материал к уроку)

Что означает слово «водород» в определении понятия «кислота» – простое вещество или химический элемент?

Как классифицируют кислоты?

Как можно определить раствор кислоты? (С помощью индикатора)

Какую кислоту нельзя распознать с помощью индикаторов? Почему? (Кремневую, т.к. она не растворяется в воде)

Назовите несколько кислот, придающих плодам или растениям характерный кислый вкус. (Лимонная, яблочная, муравьиная, уксусная, молочная)

Какие правила необходимо соблюдать при работе с кислотами? (При работе с кислотами нужно помнить следующие правила ТБ: концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей, поэтому при попадании кислоты на руки или одежду следует промыть их в большом количестве воды)

Какое правило нужно соблюдать при растворении серной кислоты в воде? (При растворении серной кислоты в воде нужно вливать её тонкой струйкой в воду и перемешивать)

Упр.4, с. 126 (а) n(H2SO4) = 5 моль, б) n(H3PO4) = 0,1 моль)

Распределите по классам (оксиды, основания, кислоты) следующие соединения: NO2, CaSO4, Ba(OH)2, SO2, Mn(OH)2, HNO3, NaCl, Fe2(SO4)3, CaO, KNO3, MgO, Fe2O3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, CuO, H2CO3, KOH, H2SO4, Fe(OH)3, Na2CO3. Дайте им названия.

(Оксиды: NO2, SO2, CaO, MgO, Fe2O3, CuO.

Основания: Ba(OH)2, Mn(OH)2, KOH, Fe(OH)3.

Кислоты: HNO3, H2CO3, H2SO4.)

Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку выполнения задания.

Организует работу по индивидуальным карточкам с заданиями. (См. Ресурсный материал к уроку) Контролирует выполнение работы.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

Выполняют задание, анализируют полученные результаты

Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы

Осуществляют коллективную проверку

Выполняют задание и по просьбе учителя выражают свои ответы.

Читайте также:
Заключение к главе «Законы сохранения массы и энергии»

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

– Какие вещества вы не смогли распределить ни к одной из изученной нами группе? (CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3)

– Какие особенности строения можно выделить для всех этих веществ? (Они так же, как и кислоты, содержат кислотные остатки)

– Что вы представляете, услышав слово «соль»? (Поваренная соль, соль для посыпания дороги зимой, мелкая, белая, каменная и др.)

– Многие соли на самом деле белые, но встречаются и соли других цветов. Известняк, мрамор – эти вещества также относятся к классу солей. Сегодня мы познакомимся с ещё одним классом неорганических соединений.

Понимают на слух рассказ учителя. Выдвигают свои идеи. Формулируют ответы.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом:

– Давайте вернёмся к формулам, которые мы с вами не смогли отнести к классам соединений: CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3. Мы уже определили, что данные вещества имеют одну особенность: содержат кислотные остатки. Какие особенности можно ещё выделить? (Во всех солях имеются атомы металлов)

– Сформулируйте определение солей.

Соли – это сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и кислотных остатков.

Соли – это вещества, которые образуются в результате замещения атомов водорода металлами, т.е. соли это производные кислот.

Организует работу с учебным материалом, поиск и обработку информации (таблица 5 на с.128 учебника):

Названия солей составляют из двух слов: названия иона, образованного кислотным остатком, в именительном падеже и названия металла в родительном падеже.

Пример: K2SO4 – сульфат калия.

– Используя таблицу 5 «Номенклатура солей», дайте названия солям: CaSO4, NaCl, Fe2(SO4)3, KNO3, Na2SO4, Ca3(PO4)2, Na2CO3.

– Как нам быть, если валентность и степень окисления элемента переменные? (Валентность необходимо называть в конце названия, как в случае с сульфатом железа)

– Переменную степень окисления обозначают римской цифрой после названия металла. Например, Fe2(SO4)3 – сульфат железа (III).

– Какие виды ионов входят в состав солей? (Ионы металлов будут положительными и простыми, а ионы кислотных остатков будут отрицательными, а по составу – и простыми (остатки бескислородных кислот) и сложными (остатки кислородсодержащих кислот).

Организует работу по составлению формул солей.

– Составить формулу: а) сульфида алюминия; б) сульфата алюминия.

Порядок составления формул солей бескислородных кислот.

Вначале записывают заряды ионов, из которых состоит соединение: Al3+S2-

Находим наименьшее общее кратное двух чисел: 3 ∙ 2 = 6

В целом соль электронейтральна! Число отрицательных зарядов равно числу отрицательных зарядов в молекуле!

Делим наименьшее общее кратное на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы: для Al – 6 : 3 = 2 (индекс); для S – 6 : 2 = 3 (индекс)

Составляем химическую формулу сульфида алюминия, выписывая индексы возле знака химических элементов: Al2S3 Читается: «Алюминий-два-эс-три»

Порядок составления формул солей кислородсодержащих кислот.

Алгоритм составления формулы соли тот же, отличие проявляется только в том, что сложные ионы берутся в скобки, если соответствующий индекс больше 1, т.к. индекс относится к обоим элементам, образующим этот ион.

Al3+SO42- → Al3+SO42- → Al2(SO4)3

Читается: «Алюминий-два-эс-о-четыре-трижды»

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

Формулируют определение, записывают в тетрадь

Находят в тексте информацию, выделяют группы классификации кислот

Урок по теме «Соли». 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

Цель урока: ввести понятие о солях, дать определение, познакомить с важнейшими неорганическими солями; рассмотреть состав, названия, номенклатуру, классификацию, физические свойства и составление структурных формул солей.

1. Проверка домашнего задания

2. Фронтальная беседа

1. Какие классы неорганических соединений вы знаете?
2. Какие соединения называют оксидами?
3. Подчеркните, синим мелом формулы оксидов и дайте им названия.
4. Как классифицируют оксиды?
5. Назовите основные оксиды, кислотные оксиды.
6. Какие соединения называют основаниями?
7. Подчеркните желтым мелом формулы оснований и назовите эти вещества.
8. Как классифицируют эти основания?
9. Пользуясь таблицей растворимости, выберите из данных формул формулы растворимых и нерастворимых оснований.
10. Какие соединения называют кислотами.
11. Как классифицируют кислоты.
12. Назовите следующие кислоты и напишите их структурные формулы: HF, H3PO4, H2SO4.
13. Составьте молекулярные и структурные формулы следующих оснований: а) гидрооксид натрия; б) гидрооксид бария.
14. Напишите молекулярные и структурные формулы оксидов элементов третьего периода.
15. Подчеркните красным мелом формулы кислот и назовите эти вещества.

Читайте также:
Урок 13. Составление химических уравнений

3. Изучение нового материала

Обращаем внимание учащихся на то, что на доске остались неподчеркнутые формулы веществ, с которыми они еще не знакомы. Это формулы солей.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.
Как из определения, соли по составу похожи на кислоты, только вместо ионов водорода они содержат ионы металла.

Поэтому их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в кислоте на ионы металла. Например, всем известная поваренная соль NaCl может быть рассмотрена как продукт замещения водорода в соляной кислоте HCl на ион натрия. Ион натрия имеет заряд 1+ , а ион хлора имеет 1– . Так как соединение нейтрально, формула поваренной соли имеет вид Na + Cl – .

Аналогично поступают и для вывода формул солей кислородосодержащих кислот, имеющих сложные ионы. Выведем, например, формулу кальциевой соли фосфорной кислоты – фосфата кальция. По таблице Менделеева определим заряд иона кальция, как элемента главной подгруппы II группы: 2+ . По формуле фосфорной кислоты H3PO4 определим заряд иона, образованного кислотным остатком: РО4 3– .

Отсюда, формула фосфата кальция имеет вид:

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЛЕЙ

В зависимости от состава кислотного остатка различают средние (нормальные) и кислые соли. Молекула средней соли состоит из ионов металла и кислотного остатка: Na NO3, К СО3.

Молекула кислой соли состоит из ионов металла и кислотного остатка, содержащего ион (ионы) водорода: Na HSO4, КН2РО4.

Кислые соли образуют только многоосновные кислоты.

Схема №1.

Из схемы №1 следует, что:

1. Двухосновная кислота образует одну среднюю и одну кислую соль.
2. Трехосновная кислота образует одну среднюю и две кислые соли.

По растворимости в воде средние соли делят на растворимые (Р), нерастворимые (Н) и малорастворимые (М) (см. таблицу растворимости кислотные основания и солей в воде №2). Почти все кислые соли растворимы в воде.

НОМЕНКЛАТУРА (НАЗВАНИЯ) СОЛЕЙ.

I. Средние соли.

Сначала указывают название кислотного остатка, затем наименование металла в родительном падеже.

1. Соли бескислородных кислот.

Название кислотного остатка составляется из русского или латинского названия элемента с добавлением суффикса «-ид».

NaCl – хлорид натрия K2S – сульфид калия

2. Соли кислородосодержащих кислот. Если кислотный остаток содержит кислообразующий элемент в высшей степени окисления, то и название добавляется суффикс «-ат».

+6 +5
Na2SO4 – сульфат натрия KNO3 – нитрат калия

При более низкой степени окисления кислотообразующего элемента добавляется суффикс «-ит».

+4 +3
Na2SO3 – сульфит натрия KNO3 – нитрит калия

Если металл проявляет переменную степень окисления, то её величину указывают римской цифрой в скобках.

Например:

FeCl2 – хлорид железа (II) FeCl2 – хлорид железа (III).

II. Кислые соли

Названия кислых солей образуют также, как и средних, только при этом к названию кислотного остатка прибавляют приставку «гидро», которая указывает на наличие в молекуле соли незамещенных ионов водорода (латинское название водорода «гидрогениум):

Na2CO3 – карбонат натрия NaHCO3 – гидрокарбонат натрия

Если в молекуле кислой соли с одним кислотным остатком связано два иона водорода, то добавляют еще и числовую приставку «-ди».

Номенклатура солей приведена в таблице №1.

Номенклатура солей

Обращать внимание учащихся на таблицу растворимости и номенклатуры солей.
Какой вывод о классификации солей по растворимости можете делать?

Растворимость солей, кислот и оснований в воде

Ионы H + NH + 4 K + Na + Ag + Ba 2+ Ca 2+ Mg 2+ Zn 2+ Cu 2+ Hg 2+ Pb 2+ Fe 2+ Fe 3+ Al 3+
OH – P P P P M M Н H Н Н Н Н
NO 3– P P P P P P P P Р P Р Р Р Р Р
Cl – P P P P H P P P Р P Р М Р Р Р
S2 P P P P H Н H Н Н Н Н
SO 2– 3 P P P P M M M M М Н М
SO 2– 4 P P P P M H M P Р P Р Н Р Р Р
CO 2– 3 P P P P H H H H Н H Н Н
SiO 2– 3 H P P H H H H Н Н Н
PO 3– 4 P P P P H H H H Н H Н Н Н Н Н
CH3COO – P P P P P P P P Р P Р Р Р Р Р

Р – растворимые (больше 10г. в 1000г воды); М – малорастворимые (от 10г и до 0,001г в 1000г воды); Н – нерастворимые (меньше 0,01г в 1000г воды); черточка – разлагается водой или не существуют).

Вывод.

1. Растворимы все соли азотной кислоты – нитраты.
2. Растворимы все соли соляной кислоты – хлориды, кроме AgCl(Н), PbSO4(H).
3. Растворимы все соли серной кислоты – сульфаты, кроме BaSO4(H), PbSO4(H).
4. Растворимы соли натрия и калия.
5. Не растворяются все фосфаты, карбонаты, силикаты и сульфиды, кроме этих солей Na + и К + .

Читайте также:
Урок 10. Ионы в газе

СТРУКТУРНЫЕ ФОРМУЛЫ

При изображении структурной формулы средней соли в формуле соответствующей кислоты ионы водорода заменяют атомом металла.
MgSO4 – сульфат магния образует серная кислота H2SO4:

При изображении структурных формул кислых солей в формуле соответствующей кислоты атомы водорода только частично (не полностью) заменяют атомы металла.

Mg(HSO4)2 – в образовании молекул гидросульфата магния участвуют две молекулы H2SO4. Затем в каждой молекуле H2SO4 убираем по одному атому водорода.

Два атома кислорода, у которых убрали атомы водорода, соединяем с одним атомом магния, так как магний двухвалентен:

Соли имеют различные физические свойства. Соли – кристаллические вещества различного цвета. О растворимости солей в воде можно узнать по таблице растворимости, в которой по вертикали расположены знаки гидроксогрупп и кислотных остатков, а по горизонтали – знак металлов. На пересечении знаков металла и кислотного остатка можно найти обозначения растворимости соответствующих солей: Н – нерастворимая соль, М – малорастворимая, Р – хорошо растворимая, Тире – соль в водном растворе разлагается.
Большинство солей имеют немолекулярное строение. Соли – твердые вещества различного цвета. Растворимость их различна.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СОЛЕЙ В ПРИРОДЕ И РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ В ЖИВОТНЫХ И РАСТИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗМАХ

Из всех классов неорганических соединений класс солей наиболее многочисленный.
Соли широко распространены в природе и играют важную роль в процессе обмена веществ в животных и растительных организмах. Соли содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав различных тканей: костный, нервный, мышечный и др.
В организме человека содержится около 5,5% солей. Живые организмы нуждаются в постоянном поступлении солей извне.
Велика роль солей в хозяйстве страны. Соль используют, например, для получения целого ряда металлов, минеральных удобрений, стекла, моющих веществ и т.д.
Многие соли получают в промышленности в очень больших количествах.

Хлорид натрия

NaCl – хорошо растворимая в воде соль под названием «поваренная соль». Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обуславливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи.
Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях.
«Хлеб да соль» – вот одно из пожеланий, которым русские люди с древних пор обменивались, друг с другом во время приёма пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли.
Хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русской нации. Говорят: «Чтобы узнать человека надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг.), так как в год каждый человек с пищей потребляет от 3 до 5,5 кг. соли.
В названиях многих городов и поселков разных стран присутствуют слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Усолье-Сибирское, Солт-Лейк-Сити, Зальцбург и т.д.
Соль образует мощные отложения в земной коре. В Соль-Илецке, например, толщина пласта соли превышает полтора километра. Соли, находящиеся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит нашей стране на 400 лет, Огромные количества соли содержат в себе воды морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать всю сушу земного шара слоем 130 метров.
Хлорид натрия широко используют в химической промышленности для получения натрия, хлора, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т.д.

Карбонат кальция

CaCO3 – нерастворимый в воде, важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные (моллюски, раки, простейшие) строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины.
Скапливаясь после гибели своих хозяев на дне водоемов и главным образом морей, эти раковины за десятки и сотни миллионов лет образовали мощные пласты соединений кальция, давших начало образованию горных пород – известняков CaCO3.
Эту же формулу имеет и замечательный строительный камень – мрамор, столь привычный каждому, стоящему у доски мел. Из известняка получают негашеную и гашеную известь, строят дома.
Мрамор идет на изготовление статуй, мрамором отделаны станции московского метро.
Из этой соли наземные животные и строят свои скелеты – внутреннюю опору для мягких тканей, которые, в десятки раз, превышают вес самой опоры.

Сульфат магния

MgSO4 х 7H2O (горькая соль) содержится в морской воде и придает ей горький вкус.
Горькую воду применяют для утяжеления хлопка и шелка, в медицине в качестве слабительного.

Фосфат кальция

Ca(PO4)2 – нерастворим в воде, это основа минералов фосфоритов и апатитов. Из них производят необходимые в сельском хозяйстве фосфорные удобрения, без которых, в свою очередь было бы невозможно получение высоких урожаев. Он входит в состав костей животных.

Читайте также:
Урок 23. Закон Авогадро

Растворы силиката натрия

Na3SiO3 – используют для приготовления клея (с помощью силикатного клея склеивают обычно картонные изделия).

4. Закрепление изученного материала

1. С каким классом неорганических веществ вы сегодня познакомились?
2. Выпишите из приведенных формул солей – K2S, NaB2, Na2SiO3, Mg(H2PO4), Mg HPO4, Mg3(PO4)2, KHS, NaHSiO3 – отдельно средние и кислые соли, назовите их.
3. Что такое соли и как их классифицируют?
4. Какие соли называются кислыми и средними?
5. Какие вещества называются солями?
6. Какими физическими свойствами обладают соли?
7. Назовите важнейшие соли?
8. Соли в природе.
9. Соли и их применение.
10. Соли и их значение для живого мира (фауны и флоры).

5. Заканчиваем урок подведением итогов, выставляем отметки и предлагаем домашнее задание.

Литература:

1. Журнал Химия в школе №7. 2012 год [стр. 24-25];
2. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская Химия 8 класс Москва « Оникс 21 век», « Мир и образование» 2003 год, [§21 стр.95];
3. О.С. Габриелян Химия 8 класс Дрофа Москва 2002г. §21 [стр.75 – 78];
4. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 7-11 класс Москва «Просвещение» 1985г. [§5 стр.86];
5. С.А. Балезин, Н.Г. Ключников , В.С. Полозин Неорганическая химия.

–>Коллеги – педагогический журнал Казахстана –>

Тема Соли: классификация, способы получения, химические свойства и применение.

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, получении, свойствах и значении солей.

Образовательные задачи:
• Познакомить со строением, номенклатурой, получением и свойствами солей.
• Дать классификацию солей.
• Рассказать о значении солей в жизни человека, показать их практическое применение.
• Акцентировать внимание на качественных реакциях.
Воспитательные задачи:
• Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой.
• Соль – символ дружбы и любви.
Развивающие задачи:
• Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
• Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.
• Развивать мышление методом дедукции (от частного к общему).

Оборудование: таблица растворимости, периодическая система, таблица солей, презентация, видеоприложение

1. Организационный момент.
• Название темы
• Задачи урока.
«Мощь и сила науки – во множестве фактов,
цель – в обобщении этого множества».
Д. И. Менделеев

II. Проверка изученного материала.
1. Устный опрос:
1. Что такое оксиды? На какие группы они делятся?
2. Что такое основания? Их классификация
3. Что такое кислоты? Какие они бывают?
2. Письменная работа
1. Тест
1. Ряд состоящий только из кислотных оксидов
а) SO3, P2O5, Mn2O7, б) K2O, Na2O, Rb2O, в) ZnO, SiO2, Cr2O3?
2. Какие из оксидов являются амфотерными
а) K2O, Na2O, Rb2O, б) SO3, P2O5, Mn2O7, в) ZnO, Al2O3, Fe2O3?
3. Какая из кислот может находится в твердом состоянии
а) HNO3, б) H3BO3, в) HBr?
4. Ряд, состоящий из только из одноосновных кислот
а) HF, H2CO3, H3PO4, б) H2SiO3, HBr, H2S, в) HCl, HNO3, HI?
5. Изменит цвет индикатора
а) RbOH, б) Zn(OH)2 в) Cu(OH)2?
6. Ряд, состоящий из растворимых оснований
а) LiOH, Ba(OH)2, б) Fe(OH)3, Mg(OH)2, в) Al(OH)3, RbOH?
7. Самая сильная из предложенных кислот
а) H2SiO3, б) HNO3, в) H2S?
2. Уравнения реакций: по предложенным схемам написать уравнения
реакций
1. Металл + кислота =
2. Основной оксид + кислота =
3. Основание + кислота =
4. Основной оксид + кислотный оксид =

III. Объяснение нового материала.
1. Определение и название солей

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Название соли = Название кислотного остатка + Название металла в родительном падеже
+ валентность металла

CuSO4 – сульфат меди(II)
Работа с таблицей – название солей по формуле его кислоты
2. Классификация солей
• Средние или нормальные соли МеnRm
Назвать соли: NaCl, K3PO4, CaSO4, Mg(NO3)2, Zn3(BO3)2, Li2SO4
• Кислые соли МеnНmRz
Назвать соли: NaHSO3, KH2PO4, Ca(HCO3)2
• Основные соли Меn(ОН)mRz
Назвать соли: Mg(OH)Cl, Al(OH)SO4
• Двойные соли Ме1nМе2mRz K2NaPO4
3. Химические свойства солей
1. С металлами
CuSO4 + Fe  FeSO4 + Cu↓ (видеоприложение)
Более активный металл вытесняет более слабый из солей
2. С щелочами
2NaОН + CuSO4 → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 (видеоприложение)
3. С кислотами
CaCO3 + HCl → CaCl2 + H2CO3= H2O + CO2↑ (видеоприложение)
4. С солями
КСl + AgNO3 → AgCl↓ + KNO3 (видеоприложение)
5. Некоторые при нагревании разлагаются
СаСО3= СО2↑+ Н2О (видеоприложение)
4. Способы получения 10 способов
1. Кислота + основание = соль + вода
H2SO4 +2NaOH = Na2SO4 + 2H2O
2. Кислота + металл = соль + водород
2HCL +Zn = ZnCL2 + H2
3. Кислота + основный оксид = соль + вода
2HCL + CuO = CuCL2 + H2O
4. Кислота + соль = новая кислота + новая соль
H2SO4 + BaCL2 = 2HCL + BaSO4
5. Основание + соль = новое основание + новая соль
2КОН + СаSO4 = Са(ОН) 2 + К2SO4
6. Основание + кислотный оксид + = соль + вода
2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O
7. Кислотный оксид + основный оксид = соль
СО2+ СаО = СаСО3
8. Соль + соль = новая соль + новая соль
КСl + AgNO3 → AgCl + KNO3
9. Соль + металл = новая соль + металл
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
10. Металл + неметалл = соль
Fe +S = FeS

Читайте также:
Глоссарий к главе «Атомы, молекулы и ионы»

5. Применение
• В быту
• В строительстве – стекло, гипс, клей, мрамор, краски, цемент
• В ювелирном деле – драгоценные камни
• В медицине – лекарства, физиологический раствор
• В парфюмерии и косметике – крема, мази, настойки
• В сельском хозяйстве – минеральные удобрения, пестициды
• В химической промышленности – для получения металлов и других важнейших соединений
6. Домашнее задание
§ 48 упр 8-9-10 стр 126

IV. Закрепление:
1. Составьте формулы солей из предложенных частей
CaCO3 Mg3(PO4)2, Zn(NO3)2 Na2SO4, LiCl.

Конспект урока химии в 8 классе. Тема урока “Соли их состав, свойства и название солей”

Урок химии в 8 классе, по теме “Соли их состав и название солей”. На уроке выделены этапы: мотивационно-ориентировочный, вводная часть,основной этап овладения знаниями по новой теме, рефлексия.На уроке проведена игра “Крестики – нолики”,творческое задание “Угадай вещество”, игра “, “Чтение в кружок”, работа с учебником по составлению алгоритма формул солей, лабораторная работа “Ознакомление с коллекцией солей”, рефлексия собственной деятельности. На уроке была самопроверка и взаимопроверка заданий.

Медведева Галина Васильевна , 25.02.2019

Содержимое разработки

Тема «Соли их состав, свойства и названия »

Цель урока: Изучить состав, строение и номенклатуру солей.

Задачи урока:

образовательные: актуализировать знания учащихся по темам “Степень окисления”, “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;

развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;

воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.

Оснащение урока:

презентация “Соли”, компьютер, проектор; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками, раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).

I. Организационный момент. Мотивационно – ориентировочный этап.

Ребята я рада вас видеть, у нас с вами хорошее настроение, поэтому на уроке мы узнаем много нового и полезного.

Эпиграф урока (Слайд 1)

“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”

А. Дистервег (немецкий педагог)

Как вы понимаете эти слова?

Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир. С некоторыми классами веществ вы уже знакомы.

Сегодня на уроке мы будем оценивать свою работу заполняя оценочную таблицу. За каждый этап работы ставите себе оценку. В конце урока вы выставите оценку за урок.

Какие классы неорганических соединений нам знакомы?

Дать определение оксидов, кислот, оснований.

На доске «Игра крестики –нолики», два ученика один заполняет кислоты другой основания.

Работа в парах. Составить игру, передать другой паре для нахождения выигрышного пути.

1 ряд Выигрышный путь «Оксиды»

2 ряд Выигрышный путь «Кислоты»

На доске написан ряд химических формул:

Al 2 O 3 , NaCl, Fe(OH) 3 , NaOH, Cr 2 O 3 , Ba(OH) 2 , CaCO 3 , Cu(OH) 2 , HCl, HNO 3 , SO 3 , Са 3 ( РО 4 ) 2 , H 2 CO 3 , FeO, H 2 SO 4 , CaO, H 2 S.
Задание:1.Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы оксидов: Al2O3, Cr2O3, SO3, FeO, CaO.
Задание:

2. Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы оснований: Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2 , Cu(OH)2.

3. Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы кислот: HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4, H2S.

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

Чтобы узнать, к какому классу веществ они принадлежат, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.

Творческое задание учащихся:

“Угадайте вещество” ( C лайд 2)

вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;

это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;

в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

это вещество – символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это- поваренная соль (соль).

Поваренная соль – представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?

3.За 5 плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба.

Поваренная соль – представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса .Итак, какая тема урока сегодня?

Читайте также:
Урок 11. Формулировка закона сохранения массы и энергии

Тема урока: Соли их состав, свойства и названия»

Целеполагание. Что мы должны изучить на уроке?

Каков состав солей?

Какими свойствами обладают соли?

Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.

1.Что такое соли?

Игра «Чтение в кружок»

Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу”.

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

2. Работа с учебником Стр.126 Прочитать составить алгоритм составления формул солей. Стр.133 зад.2 Записать формулы солей.

3.Работа с учебником. Стр. 127 Прочитать название солей рассмотреть таблицу 5

Назвать соли написанные на доске.

4.Лабораторная работа №12 Ознакомление с коллекцией солей. Стр.129

5.Интеллектуальная разминка. Установите соответствие между названием класса и его представителями

6.Подведение итогов урока.

Фосфориты.апатиты, мрамор, коралл

7.Домашнее задание: п.21 стр.126-129, зад.1,3

8. Рефлексия собственной деятельности

Ответить на утверждение знаком «+» или « – «

1. На уроке было над чем подумать.

2. Я понял новую тему.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.

4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.

Конспект урока по химии на тему “Соли” (8 класс)

План-конспект урока по теме “Соли”.

Содержимое разработки

Тема 4. Соединения химических элементов

Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

Содержание материала

Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.

К (I); N(IV); Cu(II); Al(III)

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток).

«Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

– выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители – кто они?

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

Это вещество входит в состав крови человека.

Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

Оно содержится в Мировом океане.

Из него в Боливии строят отели.

Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

Этот класс веществ называется соли.

С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом – ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

Cu(NO3 )2– нитрат меди(II), Na2СO3 карбонат натрия, Ca3 (PO4 )2 – фосфат кальция.

Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

Название кислотного остатка

Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2 и дадим им названия:

Название соли

Название кислотного остатка

Название металла в родительном падеже

NaCl хлорид натрия

Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

Читайте также:
Урок 21. Теплота образования

Важнейшие представители солей.

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Подведение итогов урока:

Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

Все соли натрия и калия хорошо растворимы в воде.

Хлорид натрия – поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека

Закрепление материала

Задания 1. Выбери один правильный ответ

а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

2.Формулы только солей записаны в ряду

3.Вещество формула которого К2СO3 называется

а) карбонат кальция в) карбонат калия

б) нитрат кальция г) хлорид кальция

4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

а) карбонат натрия в) хлорид натрия

б) сульфат натрия г) нитрат натрия

5.Хлориду алюминия соответствует формула

6.Ортофосфату натрия соответствует формула

7. При нагревании СаCO3 разлагается на

8.Формула медного купороса

а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

б ) CuSO4 · 3H2O г ) CuSO4 · 5H2O

9. Установите соответствие между названия солей и формулы

Названия солей Формулы

10. Установите соответствие между названия солей и кислот

Названия солей Названия кислот

1) хлорид а) ортофосфорная

2) ортофосфат б) угольная

3) карбонат в) соляная

4) сульфат г) азотная

5) нитрат д) серная

Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

Формула поваренной соли КСl

Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

Соль фосфат магния нерастворима в воде.

К2СО3 – это формула карбонат кальция

В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да

Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:

изучить состав солей;

изучить названия солей;

продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента

продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

Метапредметные результаты:

продолжить развивать умение формирование гипотез,

продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

продолжить развивать умение работать в группах.

продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации

Личностные результаты: 1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Читайте также:
Урок 6. Простые ионы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Открытый урок по химии на тему “Соли” в 8 классе

Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

Урок с использованием ИКТ.

Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему “Соли” в 8 классе »

Урок по теме «Соли».

Химия 8 класс.

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

Урок с использованием ИКТ.

Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?

Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.

4. Научить, составлять формулы солей.

5. Познакомить с физическими свойствами солей.

6. Познакомить учащихся с классификацией солей.

Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.

Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.

Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, пословицы на доске, девиз.

Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, сульфат магния.

Постановка цели и задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на девиз урока.

Слай-ды 2 – 11

Слай-ды 12-13

Проверка изученного материала.

Домашнее задание

С классом проводится фронтальный опрос:

Какие классы веществ вы знаете?

Что такое оксиды?

Что такое основания?

Что такое кислоты?

Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды, амфотерные)?

Тест учащиеся выполняют письменно по вариантам (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных(1 вариант); основных оксидов – 2 вариант

Слайд (6) Слайд 6. Выберите из списка веществ формулы только кислот (1 вариант)

только оснований (2 вариант):

Слайд 7. Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант:

Слайд 8. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант:

Слайд 9. . Выберите формулу гидроксида калия – 1 вариант, гидроксида кальция – 2 вариант:

Слайд 10 Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания:

Слайд 11. Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант:

а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH

Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.

Слай-ды 14 – 15

Слай-ды 18-22

Слай-ды 24 – 25

Слай-ды 26-27

Объяснение нового материала.

Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство – во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).

Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)

Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль (обращает внимание на пословицы на доске) , гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают (2 учащихся) кратко о поваренной соли и карбонате кальция.

Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!

Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.

Название вещества

Карбонат кальция

Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос

Хлорид натрия

Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос

Сульфат магния

Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Читайте также:
Урок 5. Моль и молярная масса

Номенклатура солей

Название кислотного остатка

Название металла в родительном падеже

С.О. или вал. металла

Формулы кислотных остатков и их названия.

Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.

Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 25):

При составлении формулы соли необходимо:

расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;

по правилу креста расставить коэффициенты.

Чётные коэффициенты сократить.

IV. Закрепление. Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III).

Классификация солей

По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами)

По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые

Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4 и дайте названия солям.

Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам:

Na +1 2C Х O3 -2 +1 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4

Фронтальный опрос класса:

По цели урока и задачам урока

Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ № 1 после & 21

Составить формулы солей: нитрита магния, силиката натрия, фосфата кальция.

Учащиеся зачитывает стихотворение о солях.

V. Домашнее задание:

§ , 21 Упр.2, 3, наизусть названия солей: на примере металла натрия (учитель даёт памятку для каждого учащегося)

NaCI – хлорид натрия

Na2S – сульфид натрия

NaNO3 – нитрат натрия

NaNO2 – нитрит натрия

NaF – фторид натрия

NaBr – бромид натрия

NaI – иодид натрия

VI. Итоги урока. Оценки.

Приложение: Слайды.

Список литературы.

1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.

3. Ресурсы Интернета.

В ходе занятия учащиеся смогут:

– актуализировать знания по классам неорганических соединений;

расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;

– самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;

– продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);

– начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);

– продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;

– развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).

Поваренная соль

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Фосфат кальция. Входит в состав внутренн его скелета позвоночных: костей, зубов. Он входит в состав апатитов и фосфоритов. Минерологи назвали так этот минерал, что в переводе апатит с греческого означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, то быть похожим на кварц, известняк или мрамор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: