Введение в онлайн-курс изучения химии

Подборка онлайн-ресурсов для «прокачки» химии

Наглядные онлайн-учебники, сайты с инфографикой, youtube и виртуальные лаборатории

Химия — не только один из предметов, по которому школьники сдают ЕГЭ. Это логичная и захватывающая наука о том, как устроен мир вокруг нас. Вместе с преподавателем химии в «Фоксфорде» Еленой Валишиной мы собрали полезные ресурсы, которые помогут изучать этот предмет с интересом и удовольствием.

Онлайн-учебники

Собственная википедия «Фоксфорда». Мы собрали всю школьную программу и немного больше в лаконичную структуру из отдельных статей. В учебнике есть понятные иллюстрации, видео-тьюториалы, возможность сохранять избранные статьи и много другое. И так по всем предметам — не только по химии.

Справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.

Больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.

Сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.

Химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.

Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:

Приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.

Сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.

Виртуальные лаборатории

Российский портал, на котором эксперименты из школьной программы можно смоделировать онлайн.

Международный ресурс, которые разрабатывают учёные со всего мира. Позволяет ставить более серьёзные опыты.

Проект по доставке на дом наборов для экспериментов. Также на сайте есть подробные и корректные инструкции по выполнению опытов. Многие ингредиенты для этих опытов можно самостоятельно купить в аптеке или продовольственном магазине. В дополнение к опытам на Mel Science полезно смотреть видео, которые объясняют суть химических явлений.

На портале есть множество полезных статей, подробные разборы опытов, инструкции, как проводить их в домашних условиях и где брать для них реактивы.

Введение в онлайн-курс изучения химии

Наталия Михайловна – педагог со стажем, обладающий умением увлечь ребенка и влюбить его в процесс обучения. я Вам благодарна за отзывчивость, внимательность, терпение и преданность своему предмету. Мой ребенок всегда с нетерпением ждет каждого урока. Спасибо еще раз огромное! Вы лучший педагог!

Всегда очень интересные, насыщенные уроки. Занятия в удовольствие. Спасибо за это Алене Юрьевне, нашему любимомому учителю математики!))

Хочется выразить благодарность преподавателю по математике Янине Александровне! Занятия всегда начинаются вовремя, изложение материала интересное! Ребенок теперь вовлечен в предмет, уже есть ощутимые результаты. Будем продолжать заниматься на iu.ru !

Здравствуйте! Марта Олеговна – преподаватель, который творит чудеса. В школе моя дочь наотрез отказывалась заниматься математикой, но Марта Олеговна нашла к ней подход. Оценки заметно улучшились, я даже не ожидала такого результата! Большое спасибо, будем продолжать занятия.

Очень понравился индивидуальный подход педагога по английскому языку – Дианы Михайловны )))). Спасибо организаторам за внимание к моему ребенку и помощь ко всему происходящему. Очень рада, что Вас нашла.

Хотим выразить благодарность преподавателю Ирине Михайловне, за проделанную работу. Математика стала любимым предметом моего сына. Спасибо.

Спасибо сайту за предоставленную возможность, так заинтересовать моего ребенка. Когда дети активны-это очень сложно. Преподаватель Диана Михайловна, нашла подход с первых же минут. Благодарю и очень рекомендую!

Проучившись три недели, ребенок начал понимать английский язык. Появилось желание учить, это самое главное. Преподаватель Евгения Викторовна, лучшая в своем деле!

Главное в изучение английского языка – это интерес и профессионализм преподавателя. Всем, кто еще ищет преподавателя – Анастасия Сергеевна – сокровище, которое вы так долго искали.

Добрый день! Спасибо онлайн – школе, что Вы есть! Начинали мы с математики, остались так довольны, что начали подтягивать физику. Дмитрий Александрович, доступно, понятно предоставляет информацию, а это самое главное в образовании.

Спасибо Ирине Михайловне!! ) Занималась с ней подготовкой к контрольной, очень понравились занятия, хотя признаю, что ленилась))) но подготовилась на отлично и сдала на нужный мне балл и даже выше!

Спасибо Вам и Вашему сайту. Ребенок гуманитарий, начинает понимать физику и математику, только благодаря Вашим квалифицированным преподавателям и правильному подходу к делу. Очень рекомендую.

Хочу поблагодарить за чудесные занятия по Истории России. Все настолько интересно, что когда четверть закончилась, мы не хотели прощаться с преподавателем. Очень рекомендую Евгению Владимировну, спасибо за Ваш труд.

Обществоведение, было одним из проблемных предметов моего ребенка, но это было до знакомства с преподавателем Вашей онлайн-школы. Мы стали не только лучшими в классе, но и записались на олимпиаду. Спасибо Вам!

Добрый день. Хочу сказать, что такой педагог, как Шишко Вероника Владимировна, – это находка для учеников и родителей. Дочери очень нравится заниматься, хочет продолжать занятия. Отмечает, что чувствует прогресс, заполнение пробелов в знаниях.

За время обучения на сайте сделала вывод: Дмитрий Александрович – лучший преподаватель по математике. Объясняет все подробно, с ним я действительно начала понимать предмет.

Читайте также:
Лекция 5.4

Вероника Владимировна – увлечённый педагог, сразу нашла общий язык с ребенком. Индивидуальный подход к подаче материала. Занимается сын с удовольствием.

Янина Александровна – добрый человек и талантливый педагог! Всегда в хорошем настроении и всегда увлекательно объясняет тему. Огромное спасибо за тактичность и терпение!

Рады, что обратились к Екатерине Александровне – очень профессиональный подход. Екатерина Александровна была весьма терпелива, даже если моя дочь не понимала материал с первого раза. Будем продолжать занятия!

Екатерина Александровна, спасибо Вам большое за помощь с математикой!! Я поверила в то, что смогу наверстать упущенное и с радостью продолжу занятия с Вами.

Обучение на данном портале очень помогает мне. На данный момент занимаюсь с двумя преподавателями, один из них – Алёна Юрьевна. Рада, что смогла найти преподавателя, который доступно все объясняет. Время урока пролетает незаметно, с нетерпением жду каждого занятия

В этом году мне предстоит сдать вступительный экзамен по физике в вуз, но благодаря моему преподавателю, Светлане Анатольевне, я уверен в своем поступлении. Преподаватель хорошо объясняет теорию, приводя интересные примеры из жизни, после чего задачи решаются на раз-два.

Выражаю благодарность преподавателю Дмитрию Александровичу! Я, как преподаватель биологии, не мог объяснить ребёнку как решать задачи по физике. Записались на вводное занятие, после него я сам захотел посещать эти курсы. Ребёнок также остался доволен, в этот же день оформили пакет занятий.

Готовлюсь к олимпиаде по физике, в этом мне помогает Ольга Олеговна. Прекрасный педагог, за одно занятие разобрался в теме, которую мне не смогли объяснить учителя в школе. С удовольствием продолжу заниматься на вашем сайте.

Начала понимать физику только благодаря Ирине Михайловне. В школе так хорошо никто не объясняет.

Наталия Михайловна, хочу поблагодарить Вас за помощь моей дочери. Результат стал заметен чуть ли не после первого занятия, оценки значительно улучшились, время выполнения домашней работы сократилось!

Благодаря Татьяне Александровне мои познания в химии значительно улучшились, с каждым занятием боюсь этого предмета всё меньше)

На занятии с Евгенией Вадимовной мы разобрали все мои вопросы по теме, обсудили программу занятий, которая поможет мне подготовиться к экзаменам. С удовольствием продолжу занятия!

Занимаюсь у Ирины Сергеевны, готовлюсь сдавать ЕГЭ по русскому языку. Занятия проходят интересно, познавательно, преподаватель отвечает на любые вопросы по теме, замечает даже малейшие пробелы в знаниях.

Дочь хочет поступить на факультет международных отношений, где очень высокий проходной балл. Записались на занятия по английскому к Евгении Викторовне, и уже через пару уроков дочь сказала, что чувствует прогресс, замечает, что пробелов в знаниях становится все меньше. Будем продолжать занятия.

За время обучения у Дианы Михайловны я существенно подтянула грамматику, наконец-то разобралась во временах в английском языке, расширила свой словарный запас, узнала много новой полезной информации.

Светлана Анатольевна, преподаватель информатики, материал даёт понятно и доходчиво. Спасибо за профессионализм, умение объяснять, и увлекать своим предметом!

Ольга Олеговна – мой репетитор по информатике. Занятия очень разнообразные и всегда проходят на одном дыхании. Крайне рекомендую!

Дочь собирается поступать в медицинский, потому знания по биологии ей просто необходимы. Наталия Михайловна – педагог, который умеет простым языком объяснять сложные вещи. Мы были поражены прекрасной подачей материала и доброжелательностью преподавателя!

Спасибо Юлие Васильевне! Помогла ребёнку не просто зазубрить правила – помогла понять их. Оценки в дневнике сразу улучшились, как и отношение преподавателей в школе. Очень нравится манера преподавания.

Татьяна Александровна просто находка! Мы только начали заниматься,а улучшения уже можно заметить. Побольше бы таких педагогов!

Нам посоветовали Ольгу Александровну как преподавателя со стажем для подготовки к ЕГЭ. Очень долго сомневалась,стоит ли обращаться или лучше выбрать педагога оффлайн. Но всё-таки решила попробовать и не прогадала. Во-первых, педагог действительно попался хороший,чёткий и грамотный, а во-вторых, никогда не думала,что онлайн обучение так удобно! ( особенно в период пандемии )

Спасибо iu.ru за знакомство с невероятной Мариной Владимировной. Она настолько любит своё дело и делает это со своим нестандартным подходом, что вдохновила моего сына на чтение литературы.( не знаю,как у неё это получилось за пару занятий)

Русская литература – любимый предмет моего сына. В этом заслуга нашего репетитора – Ирины Владимировны,потому что на ее уроках всегда очень интересно, даже непонятный материал становится легким и понятным сразу.

Пришлось нанимать репетитора по химии нашему сыну из-за того, что получал одни 3-ки. С Наталией Михайловной занимаемся уже месяц и произошло маленькое Чудо! Сын начал понимать химию, более того, полюбил. Начали появляться уже и 4-ки :) Надеюсь, что такими темпами, мы даже сдавать ЕГЭ по химии будем.

Алёна Юрьевна очень добрый и отзывчивый преподаватель. Моя дочка очень боялась встречи с ней, а в итоге постоянно спрашивает,когда будет следующее занятие. Рекомендую!

Андрей Леонидович объясняет всё чётко,доступно, по делу. Если нужно, то повторит 10 раз :) Грамотный и надёжный преподаватель.

Если вам нужно сделать так, чтобы ребёнок искренне заинтересовался химией – обращайтесь к Халимат Масхутовне. Найдет подход к ЛЮБОМУ! Объяснит всё очень доступно, покажет ,расскажет ,повторит,закрепит! Чудесный педагог!

Хотелось бы выразить благодарность преподавателю по английскому языку- Евгении Викторовне. Педагог с большой буквы. Каждое занятие- это порция новых знаний, восторга от ребенка и главное результативность, которую нельзя не заметить.

Обучение на высшем уровне. Учитель физики Дмитрий Александрович – выше всех похвал. Сын в восторге. Занимались, занимаемся и будем продолжать в дальнейшем это делать. Рекомендую.

Читайте также:
Лекция 4.5

Марта Олеговна – прекрасный преподаватель по математике, на занятиях всегда очень интересно и познавательно. Ребенок с удовольствием ждет каждого последующего урока.

Светлана Анатольевна – замечательный педагог по информатике. Моментально расположила к себе моего сына и смогла заинтересовать занятиями. Приобрели пакет из 32 занятий, удобный и очень выгодный тариф и главное, что нет ограничений по времени использования, на данный момент занимаемся по 2 раза в неделю, думаю, что будем еще докупать и увеличим количество занятий до 3 в неделю.

Хочу поблагодарить Веронику Владимировну интересные, продуктивные и познавательные занятия. Ребенку занятия в удовольствие, а нам, как родителям- за счастье. Советую! Кому нежен репетитор по математике, однозначно к Веронике Владимировне. Не пожалеете!

Наталия Михайловна – педагог со стажем, обладающий умением увлечь ребенка и влюбить его в процесс обучения. я Вам благодарна за отзывчивость, внимательность, терпение и преданность своему предмету. Мой ребенок всегда с нетерпением ждет каждого урока. Спасибо еще раз огромное! Вы лучший педагог!

Всегда очень интересные, насыщенные уроки. Занятия в удовольствие. Спасибо за это Алене Юрьевне, нашему любимомому учителю математики!))

Хочется выразить благодарность преподавателю по математике Янине Александровне! Занятия всегда начинаются вовремя, изложение материала интересное! Ребенок теперь вовлечен в предмет, уже есть ощутимые результаты. Будем продолжать заниматься на iu.ru !

Здравствуйте! Марта Олеговна – преподаватель, который творит чудеса. В школе моя дочь наотрез отказывалась заниматься математикой, но Марта Олеговна нашла к ней подход. Оценки заметно улучшились, я даже не ожидала такого результата! Большое спасибо, будем продолжать занятия.

Общая химия

  • Русский

от 5 до 6 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Данный многоуровневый курс является одной из составляющих естественно-научного образования, дает современные представления о строении вещества, о зависимости строения и свойств неорганических соединений, о закономерностях изменения свойств веществ от положения составляющих их элементов в Периодической системе и характера химической связи; о применении кинетического и термодинамического подхода к описанию процессов, используемых на практике. Кроме того, вместе с другими дисциплинами математического и естественного цикла, данный курс позволяет формировать умение многосторонне изучать объекты и процессы в профессиональной деятельности.

  • О курсе
  • Формат
  • Информационные ресурсы
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Формируемые компетенции
  • Направления подготовки

О курсе

Курс «Общая химия» является элементом математического и естественного цикла (базовой части) подготовки бакалавров и специалистов нехимических и химических направлений подготовки. Актуальность курса достигается за счет современного и систематического изложения основных концепций и законов химии.

Формат

Курс содержит 10 разделов и является многоуровневым. Сопровождается видеороликами отдельных химических экспериментов. Включает темы для более углубленного изучения предмета. Разделы содержат подробную информацию о строении атома и вещества, об образовании и свойствах веществ, химических и электрохимических процессах, о кинетической и термодинамической оценке возможности их протекания; о многообразии и образовании комплексных соединений и различных аспектов их применения.

В состав курса входят видеолекции продолжительностью 10-12 минут, включающие 2-3 вопроса на самопроверку усвоения теоретического материала; материалы для самостоятельного изучения пользователями; видеоролики.

Разделы курса завершаются тестами на понимание материала (15-20 вопросов).
Онлайн-курс предусматривает итоговое контрольное тестирование по всему содержанию с автоматизированной проверкой результатов.

Информационные ресурсы

Основная литература:
1. Глинка Н.Л. Общая химия / Н.Г. Глинка. – 18-е изд. – Москва : 2011 г. – 746 с.
2. Некрасов Б.В. Основы общей химии / Б.В. Некрасов. – Москва : 2013. – 696 с.
3. Неорганическая химия. В 3 т. / под ред. Ю.Д. Третьякова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2004.
4. Общая химия / Г.П. Жмурко, Е.Ф. Казакова, В.Н. Кузнецов, А.В. Яценко; под редакцией С.Ф. Дунаева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 512 с.
5. Физическая химия / А.А. Жуховицкий, Л.А. Шварцман. – 4-е изд. – 1987. – 346 с.

Дополнительная литература:
1. Бокштейн Б.С. Краткий курс физической химии / Б.С. Бокштейн, М.И. Менделев, – 2-е изд. – 2001. – 232 с.
2. Хаускрофт К. Современный курс общей химии. В 2 т. / К. Хаускрофт, Э. Констебл. – Москва : Издательство «МИР», 2002.
3. Шрайвер Д. Неорганическая химия. В 2 т. / Д. Шрайвер, П. Эткинс. – Москва : Издательство «МИР», 2004.
4. Эткинс П. Справочник концепций / П. Эткинс. – Москва : Издательство «МИР», 1977. – 496 с

Требования

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине студент должен
владеть химической терминологией; понимать смысл химических формул и символов, индексов и коэффициентов в уравнениях химических реакций; иметь представления об основных классах неорганических соединений; иметь представление об атомно-молекулярном учении; иметь навыки решения простейших расчетных задач.
Кроме того, студент должен уметь работать с литературой, иметь навыки работы с персональным компьютером, работы в команде.

Программа курса

Структура курса

Раздел 1. Строение атома
Урок 1. Структура атома
Урок 2. Современная модель строения атома (исходные положения квантовой механики)
Урок 3. Квантово-механические представления о состоянии электрона в атоме
Урок 4. Основные принципы заполнения атомных орбиталей электронами

Раздел 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Урок 1. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева
Урок 2. Периодическая система и ее связь со строением атомов. Часть 1
Урок 2. Периодическая система и ее связь со строением атомов. Часть 2
Урок 3. Структура периодической системы в свете электронного строения атома
Урок 4. Периодичность изменения основных атомных характеристик: атомные и ионные радиусы. Часть 1.
Урок 4. Периодичность изменения основных атомных характеристик: атомные и ионные радиусы. Часть 2.
Урок 5. Периодичность изменения основных атомных характеристик: энергия ионизации, сродство к электрону. Часть 1
Урок 5. Периодичность изменения основных атомных характеристик: энергия ионизации, сродство к электрону. Часть 2
Урок 6. Периодичность изменения основных атомных характеристик: электроотрицательность, металлические и неметаллические свойства

Читайте также:
Лекция 6.1.2

Раздел 3. Химическая связь и строение молекул
Урок 1. Химическая связь: причины образования химической связи; природа, типы химической связи
Урок 2. Ковалентная химическая связь
Урок 3. Свойства ковалентной связи. Часть 1
Урок 3. Свойства ковалентной связи. Часть 2
Урок 4. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи
Урок 5. Характеристики ковалентной связи
Урок 6. Ионная связь
Урок 7. Металлическая связь
Урок 8. Водородная химическая связь
Урок 9. Межмолекулярные взаимодействия
Дополнительный блок для профильных ВУЗов:
Урок 10* Теория молекулярных орбиталей. Часть 1
Урок 10* Теория молекулярных орбиталей. Часть 2

Раздел 4. Понятие о химической термодинамике, термодинамические функции состояния
Урок 1. Основные понятия химической термодинамики
Урок 2. Работа, внутренняя энергия, теплота. Первый закон термодинамики. Энтальпия
Урок 3. Независимость изменения энергии от пути реакции
Урок 4. Стандартные энтальпии образования, сгорания и растворения веществ
Урок 5. Изменение энтальпии при химической реакции
Урок 6. Направление самопроизвольного протекания процессов. Второй закон термодинамики
Урок 7. Энтропия
Урок 8. Изменение энтропии в различных процессах
Урок 9. Энергия Гиббса
Урок 10. Направление самопроизвольного протекания процессов при постоянном давлении

Раздел 5. Понятие о химической кинетике. Химическое равновесие
Урок 1. Особенности протекания химических реакций
Урок 2. Скорость химической реакции и ее зависимость от концентрации исходных веществ
Урок 3. Влияние температуры на скорость реакции
Урок 4. Катализ
Урок 5. Каталитические процессы
Урок 6. Химическое равновесие
Урок 7. Константа химического равновесия
Урок 8. Связь ΔG˚ с константой равновесия
Урок 9. Влияние условий на состав равновесной смеси

Раздел 6. Общие свойства растворов
Урок 1. Дисперсные системы и их классификация
Урок 2. Истинные и коллоидные растворы
Урок 3. Способы выражения концентраций растворов. Часть 1
Урок 3. Способы выражения концентраций растворов. Часть 2
Урок 4. Растворимость
Урок 5. Зависимость растворимости от температуры и связь растворимости газов с их парциальным давлением
Урок 6. Коллигативные свойства растворов. Закон Рауля и следствия из него. Часть 1
Урок 6. Коллигативные свойства растворов. Закон Рауля и следствия из него. Часть 2

Раздел 7. Свойства растворов электролитов
Урок 1. Растворы электролитов
Урок 2. Классификация электролитов
Дополнительный блок для профильных ВУЗов:
Урок 2*. Теории кислот и оснований. Теория Бренстеда-Лоури. Сопряженные протолитические пары. Часть 1
Урок 2*. Теории кислот и оснований. Константы кислотности и основности. Часть 2
Урок 2*. Теории кислот и оснований. Автопротолиз растворителя. Соотношение между константами кислотности и основности для сопряженной протолитической пары. Часть 3
Урок 2**. Константы протолитических равновесий
Урок 3. Ионное произведение воды
Урок 4. Вычисление рН сильных и слабых кислот и оснований
Урок 5. Буферные растворы
Урок 6. Гидролиз солей
Урок 7. Количественные характеристики гидролиза
Дополнительный блок для профильных ВУЗов:
Урок 7*. Вычисление рН растворов амфолитов
Урок 8*. Гетерогенные равновесия. Часть 1
Урок 8*. Гетерогенные равновесия. Часть 2

Раздел 8. Окислительно-восстановительные процессы

Урок 1. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Степень окисления.
Урок 2. Типичные окислители и восстановители
Урок 3. Подбор коэффициентов в ОВР. Метод электронного баланса
Урок 4. Подбор коэффициентов в ОВР. Метод электронно-ионного баланса
Урок 5. Влияние различных факторов на протекание ОВР
Урок 6. Подбор продуктов ОВР
Урок 7. Особенности азотной и серной кислот в ОВР

Раздел 9. Направление окислительно-восстановительных реакций
Урок 1. О количественной оценке окислительно-восстановительных свойств
Урок 2. Скачок потенциала на границе металл/раствор
Урок 3. Электродный потенциал
Урок 4. Токообразующая окислительно-восстановительная реакция в гальваническом элементе
Урок 5. Критерий возможности протекания окислительно-восстановительной реакции
Урок 6. Примеры определения направления реакции в стандартных условиях
Урок 7. Электрохимический ряд напряжений металлов
Урок 8. Вычисление потенциала в нестандартных условиях

Раздел 10. Комплексные соединения
Урок 1. Основные положения координационной теории
Урок 2. Классификация комплексных соединений
Урок 3. Номенклатура координационных соединений
Урок 4. Устойчивость комплексных соединений
Дополнительный блок для профильных ВУЗов:
Урок 4*. Полнота связывания комплексообразователя в комплекс
Урок 4**. Особенности протекания реакций
Урок 5. Химические реакции с участием комплексных соединений: реакции образования комплексных соединений. Часть 1
Урок 5. Химические реакции с участием комплексных соединений: реакции образования комплексных соединений. Часть 2
Урок 6. Природа химической связи в комплексных соединениях
Урок 7. Пространственное строение и изомерия комплексных соединений
Дополнительный блок для профильных ВУЗов:
Урок 7*. Комплексные соединения с органическими лигандами. Часть 1
Урок 7*. Комплексные соединения с органическими лигандами. Часть 2
Урок 8. Понятие о теории кристаллического поля
Урок 9. Практическое применение комплексных соединений
Дополнительный блок для профильных ВУЗов:
Урок 9*. Теория молекулярных орбиталей для координационных соединений. Часть 1
Урок 9*. Теория молекулярных орбиталей для координационных соединений. Часть 2

На прохождение каждого раздела отводится 1 неделя. По завершении каждого раздела обучения слушатели должны выполнить 1 контрольное (обязательное) задание.

Результаты обучения

В результате освоения курса у обучающихся формируются следующие компетенции:
• знает – строение атомов и молекул, их взаимодействие и характеристики; периодический закон и периодическую систему Д.И. Менделеева; классификацию и свойства химических элементов и их соединений, реакционную способность веществ; фундаментальные константы химии; методы химической идентификации веществ; общие закономерности химических процессов; основные процессы, протекающие в растворах электролитов и неэлектролитов; методы теоретического и экспериментального исследования химических процессов; классификацию реакций и процессов, используемых в химии; закономерности, присущие химическим системам; алгоритмы решения конкретных задач с использованием химических и физико-химических законов;
• умеет – использовать теоретические знания на практике; выявлять закономерности изменения в свойствах и строении веществ; прогнозировать свойства элементов и соединений на основе положения элемента в Периодической системе и электронных представлений о структуре веществ; анализировать свойства и строение веществ, используя химическую терминологию, номенклатуру, символику; оценивать условия и возможности протекания реакций и управления химическими процессами; рассчитывать энергетические эффекты и энергозатраты; скорость получения и выход продуктов реакции; воздействовать на скорость химических процессов; проводить расчеты количественных характеристик растворов электролитов и неэлектролитов; применять алгоритмы решения типовых задач на практике.

Читайте также:
Лекция 2.1

Формируемые компетенции

УК-1. Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ОПК-1: Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Направления подготовки

Онлайн-курс может быть использован при обучении химии по группам специальностей и направлениям подготовки

010000 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
060000 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
120000 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
140000 ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ТЕХНОЛОГИИ
160000 ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ
180000 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
190000 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
200000 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
230000 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
240000 АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
290000 ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
350000 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО
360000 ВЕТЕРИНАРИЯ И ЗООТЕХНИЯ
440000 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Курс может быть включен в программы подготовки бакалавров, специалистов технологической и химико-технологической направленности онлайн-образования.

Новости

Двенадцать сервисов для изучения химии, с которыми ты точно сдашь

Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ или к очередному уроку ㅡ дело серьёзное. Но ограничиваться одним лишь учебником при таком разнообразии крутых сайтов для онлайн-изучения химии ㅡ довольно опрометчиво. Для тех, кто не хочет ограничивать себя в удовольствии погулять по интернет-ресурсам в поисках знаний, мы подготовили великолепную подборку полезных сайтов для самостоятельного изучения химии.

  1. HimEge.ru ㅡ образовательный портал, созданный специально для подготовки к ЕГЭ по химии. На сайте можно найти обязательный минимум для самостоятельного изучения химии. Начать можно с простейших формул, таблиц, схем, изображений, а продолжить презентациями и видео-уроками с речевым сопровождением преподавателя.
  2. hemi.nsu.ru ㅡ очень подробный интернет-учебник по химии от А. В. Мануйлова, В. И. Родионова. Один из самых любимых в нашей подборке. Создан в качестве эксперимента еще в 90-х годах для абитуриентов НГУ и начинающих химиков. Благодаря этому, информация в учебнике изложена крайне интересно и подробно. Предназначен для тех, кто действительно очень любит химию, и хочет понимать предмет намного выше, чем необходимо для уровня ЕГЭ. Переходите, читайте, вы получите невероятное удовольствие.
  3. С.Т. Жуков “Химия 8-9 класс”. Онлайн-учебник по химии за 8-9 классы ㅡ хороший вариант как для качественного изучения, так и для быстрого повторения школьного курса химии “с нуля”. Автор учебного пособия Сергей Тимофеевич Жуков создавал учебник специально для школьников, нацеленных ни много, ни мало на Химический факультет МГУ им. Ломоносова! К тому же, учебники помогут справиться студентам первых курсов вузов в навалившейся на них теоретической программой.
  4. ХиМиК.ru ㅡ портал настолько простой по структуре, насколько богатый по содержанию. Подходит для быстрого самостоятельного изучения и повторения курса школьной химии. Снабжен разделами теоретической химии уровня вузов, например, фармацевтика и токсикология. Помимо добротного объёма теоретических материалов, сайт содержит интерактивную базу химических реакций, игру для изучения химии “Таблица Менделеева” и многое другое. /li>
  5. HIMI4KA.ru ㅡ электронный ресурс для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Портал предлагает приступить к обучению с начального или продвинутого уровня, включает в себя онлайн-учебник, в котором изложены основы химии для самостоятельного изучения химии, архив образовательных и познавательных видео, теоретическую часть и тестовые задания для подготовки к экзаменам. На сайте можно читать и оставлять комментарии!
  6. InternetUrok.ru ㅡ на интернет-портале для подготовки ко всему курсу школьной программы можно изучать и химию! Сайт включает в себя основные учебники по школьному курсу химии, видеоматериалы, лекции, конспекты, тренажёры и тесты по каждому разделу. Портал приспособлен под комплексное онлайн-изучение основного курса химии с 8 по 11 класс.
  7. Химия для всех ㅡ сайт надёжный и проверенный временем. Созданный в 2000 году, он содержит в себе текстовые и графические материалы сборника “Химия для всех”, удостоенного премией ВВЦ в 2000 году. Сайт включает материалы по общей, неорганической и органической химии, которых вполне достаточно для школьной программы.
  8. ХиШник ㅡ умный задачник для самостоятельной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, который помог сдать экзамен по химии уже нескольким поколениям выпускников школ. Нужно просто скачать приложение на смартфон, планшет или персональный компьютер и решать задачки того раздела химии и того уровня сложности, который нужен именно вам. А если вы допустите ошибку, программа сама подскажет вам нужное направление. Кстати, приложение “ХиШник” уважают и учителя, а для школ доступна коллективная годовая подписка!
  9. http://orgchem.ru ㅡ учебник по органической химии для старшеклассников и учащихся колледжей. Предназначен в том числе для использования на занятиях в средней школе.
  10. alhimikov.net ㅡ сайт для самых терпеливых. Немного сложный интерфейс, неинтуитивная навигация по сайту. Зато там много интересных материалов по химии! Так что, если у вас есть свободное время, походите по страницам сайта, найдете много увлекательных материалов.
  11. http://interneturok.ru ㅡ сайт с подборкой уроков по разным предметам и разным классам. Есть видеоматериалы, презентации, конспекты и тесты. Разработчики заявляют, что по естественно-научным дисциплинам содержатся все необходимые материалы. Может быть полезным для учителей и школьников.
  12. ChemNet — электронная библиотека учебных материалов по химии. Сайт предназначен для студентов и аспирантов химического ряда и других факультетов МГУ, также абитуриентов и учащихся средней школы.
Читайте также:
Лекция 3.5.2

Так что продолжайте готовиться и не забывайте отдыхать! А умный задачник “ХиШник” поможет вам не закиснуть во время учёбы.
Успехов вам!

Всегда ваша,
команда разработчиков “ХиШника”

Еще по этой теме:

Серная кислота

Основные сведения о серной кислоте: свойства, получение, применение.

Теперь «ХиШник» стал полностью бесплатным

Как развивалось приложение все эти годы, и почему мы им так гордимся.

Азотная кислота

Статья содержит основную информацию об азотной кислоте: её свойства, получение и применение.

Диены

Основные сведения о диеновых углеводородах: номенклатура и изомерия, классификация, химические свойства, получение.

Правило Марковникова

Правило Марковникова: формулировка, механизм протекания реакций, исключения из правила.

Таблицы для ЕГЭ по химии

В статье представлены таблицы, необходимые при изучении химии и сдаче ЕГЭ.

Внеклассное мероприятие по химии

Идеи интересных внеклассных мероприятий по химии.

Формулы для решения задач по химии

Перечень основных формул, которые используются при решении школьных задач по химии.

Химические профессии

Обзор необычных профессий, связанных с химией.

ЕГЭ по химии 2019

Основная информация о ЕГЭ по химии 2019: структура экзамена, баллы, даты проведения.

Критерии оценивания ОГЭ по химии, баллы 2019

Подробно расскажем о баллах ОГЭ по химии 2019, методах и критериях оценивания заданий и переводе первичных баллов в школьную оценку.

Изменения ОГЭ по химии в 2019 году

Расскажем об изменениях, которые ждут школьников при сдаче ОГЭ по химии в 2019 году.

Подготовка к ОГЭ по химии

Несколько советов и рекомендаций, следуя которым подготовка к ОГЭ по химии будет проходить результативно.

Онлайн тесты по химии

Немного информации о проверке знаний с помощью тестов по химии в режиме онлайн.

Все об ОГЭ по химии в 2019

Основные сведения об ОГЭ по химии 2019: даты, время, баллы, материалы для подготовки.

Тест по химии 11 класс

Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 11 классе.

Тест по химии 10 класс

Общие сведения о тестах по химии в 10 классе.

Тест по химии 9 класс

Рассказываем о тестах по химии, используемых для проверки знаний в 9 классе.

Тест по химии 8 класс

Рассказываем в общих чертах о тестах по химии в 8 классе

Ионная связь

Статья, содержащая в себе базовые понятие об ионном виде химической связи.

Водородная связь

Статья о водородном типе химической связи и его особенностях.

Подготовка к ЕГЭ по химии с нуля

В статье дано несколько действенных советов по подготовке к ЕГЭ по химии «с нуля».

Металлическая связь

Продолжаем серию статей про виды химической связи.

Ковалентная связь

Начинаем серию статей про виды химической связи.

Шкала перевода баллов ЕГЭ по химии 2018

Отвечаем на вопросы о системе оценивания и переводе первичных баллов в тестовые.

Учимся на летних каникулах

Размышляем о том, как полезно провести время во время летнего отдыха на каникулах. (в статье есть подарок внимательным читателям)

«ХиШник» приехал на Сахалин!

Этим летом открывается очередная летняя сессия областной профильной школы для одаренных детей «Эврика».

Мой сын увлёкся химией, что делать?

Собрали ТОП-5 полезных материалов для старшеклассника.

О правах и обязанностях в школе: почему необходимо сотрудничество учеников и учителей

Что такое право само по себе и откуда оно берется. Как не заработать славу скандалистов, «вечно качающих права», и при этом не переносить безропотно нарушение своих личных границ…

Современный задачник по химии

материал о том, какие виды задачников по химии существуют и как среди них ориентироваться.

Выбираем репетитора по химии: инструкция

Или не выбираем

Научиться решать задачи по химии легко: следуем инструкции

Учимся решать задачи по химии к ОГЭ, ЕГЭ, инструкция от ХиШника

Изменения в ЕГЭ по химии 2018 года, новая демоверсия, спецификация, кодификаторы ЕГЭ

ФИПИ снова решил усложнить нам жизнь новыми требованиями к ЕГЭ. О том, почему изменения не всегда плохи, и как встретить их с достоинством.

Обновление в демонстрационной версии «ХиШника»

Мы расширили приветственное окно, чтобы при входе в приложение всем новым пользователям были понятны основные принципы работы «ХиШника».

Активация лицензионного ключа и первые шаги в «ХиШнике».

Что такое лицензионный ключ и как происходит его активация в приложении

Современный урок химии по ФГОС

Для чего нужны стандарты, по которым происходит обучение химии в российских школах, и как приложение “ХиШник” поможет соответствовать этим стандартам?

ХиШник в школе: ИКТ на уроках химии

Как наше приложение поможет внедрить ИКТ в уроки

Ура! Новые планы ХиШника и подарочки

Подводим итоги 2017, планируем 2018 и, конечно же, дарим подарки!

Родина приложения «ХиШник» – Новосибирский Академгородок

Почему же родиной «ХиШника» стал Новосибирский Академгородок?
Совпадение не случайное.

Можно ли просматривать историю решения задач учениками в онлайн-режиме?

Итак, «ХиШник» это приложение, в котором могут работать и ученики, и преподаватели. После того, как преподаватель создает в приложении учебную группу

Можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?

Сегодня у нас вопрос, которого мы давно ждали: можно ли заниматься в «ХиШнике» со смартфона/планшета?

Семинар от «ХиШника» на КПК для учителей химии

На прошлой неделе мы провели семинар в рамках масштабных ежегодных курсов повышения квалификации на базе СУНЦ НГУ (Новосибирск, Академгородок).

Команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов

Вчера команда «ХиШника» провела мастер-класс для преподавателей химии и методистов программ повышения квалификации из разных регионов России.

Как купить полный доступ к приложению?

Сегодня новый вопрос: что делать, если решать задачи в демо-версии приложения понравилось, как получить полный доступ? Отвечаем!

Читайте также:
Лекция 1.4.2

«ХиШник» представляет два кейса на ярмарке кейсов «Школа реальных дел»

Ярмарка кейсов «Школы реальных дел» – уже в эту пятницу! В этом году «ХиШник» представляет два кейса.

Служба поддержки:
support@hishnik-school.ru

Для СМИ:
onp@alekta.ru

Спасибо!

от 01.01.2017 года

Настоящее пользовательское (лицензионное) соглашение (далее – “Соглашение”) заключается между Обществом с ограниченной ответственностью “АЛЕКТА” (далее – “Лицензиар”), и Пользователем (физическим лицом, выступающем в роли конечного потребителя Продукта) совместно именуемые “Стороны”.

Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с текстом настоящего Соглашения. Оно представляет собой публичную оферту и, после его принятия Вами, образует соглашение между Вами (Пользователем) и Лицензиаром о предмете и на условиях, изложенных в тексте Соглашения.

Принимая настоящее Соглашение, Вы соглашаетесь с положениями, принципами, а также соответствующими условиями лицензионного соглашения, изложенными ниже.

Особенности дистанционного обучения школьников по химии

Разделы: Химия

Принято считать, что главным отличием дистанционного обучения является использование разнообразных возможностей интернета. Таким образом, к особенностям дистанционного химического образования добавились особенности, связанные с интернет-технологиями.

Дистанционное обучение характеризуется отсутствием непосредственного контакта преподавателя с учеником. Из этого следует, во-первых, более сильная зависимость эффективности обучения от мотивации учащегося по сравнению с очным обучением, а во-вторых, необходимость акцента на формы контроля, не связанные с воспроизведением материала.

Не секрет, что химия пугает многих школьников, в особенности только начинающих ее изучать, наваливающимися на них формулами и обилием терминов, не отличающихся наглядностью. В результате школьник теряет мотивацию к овладению химией, просто не дойдя до изучения самых «выигрышных» ее разделов – химических свойств реальных веществ, красивых и ярких реакций, изящных синтезов. Однако, подменять науку сливанием разноцветных растворов, коллекционированием любопытных фактов, ради привлечения интереса школьников, также опасно. Поэтому важная задача при создании дистанционных курсов по химии – совместить высокий уровень предлагаемого материала, с одной стороны, и привлекательность, с другой стороны.

Для решения этой задачи интернет-технологии являются великолепным инструментом, позволяя сопровождать каждый шаг ученика на пути дистанционного обучения яркими иллюстрациями – веществами и реакциями не только в описаниях и уравнениях, но также на многочисленных фотографиях и видеороликах.

Традиционное обучение во многом основывается на запоминании и воспроизведении изученного материала. Такая система морально устарела, но тем не менее поддерживается практикой ЕГЭ и ГИА, побуждая репетиторов учить детей зубрить факты и выбирать из ограниченного множества вариантов. Однако в рамках заочного образования контрольные вопросы на воспроизведение бессмысленны, ведь преподаватель не может проследить за тем, чтобы учащийся при ответе не обращался к текстам пособий и не консультировался с кем-либо. Многие преподаватели уверены, что, выполняя контрольные задания и тесты не в учебной аудитории под наблюдением, учащиеся «все списывают», и потому доверять дистанционному контролю вообще нельзя. Возможность списывания действительно существует, но недоверие к результатам контроля обоснованно именно для заданий, сводящихся к воспроизведению.

При дистанционном обучении эффективно используются расчетные задачи, задания на объяснение предложенных фактов, на построение логического вывода, творческие задачи с открытым ответом, которые могут иметь более чем одно верное решение.

Пример задания на объяснение (курс «Основы общей и неорганической химии», XI класс): Как различить соль и сахар, используя различия в типах химических связей в этих соединениях?

Примеры заданий с открытым ответом (курс «Основы общей и неорганической химии», IX класс): 1. Чем является сера – металлом или неметаллом? Почему Вы так считаете? С помощью каких экспериментов это можно доказать? Ответьте словами и напишите уравнения реакций. 2. Предложите химический способ разделения смеси веществ, состоящей из оксида углерода (IV) и оксида углерода (II). Почему физические способы малоэффективны?

К сожалению, стремление части учеников найти готовый ответ вместо того, чтобы подумать, достаточно сильно. Порой ответ подменяется куском переписанного текста, имеющего весьма опосредованное отношение к тому, о чем спрашивалось в задании, или используются готовые презентации из интернета без малейших усилий осмыслить.

Развитие интернет-технологий и увлечение поисковиками, создающее иллюзию возможности мгновенно получить ответ на любой вопрос, усугубляет проблему. Ребята, присылающие готовые презентации по теме, иногда бывают неспособны ответить на самые простые вопросы по теме самостоятельно или построить рассказ по теме, не воспроизводя дословно текст презентации.

Поэтому актуально создание таких дистанционных курсов, которые опирались бы не на заучивание материала, а на логическое и ассоциативное мышление и, в свою очередь, стимулировали бы его развитие.

Современные реалии, отводят роль запоминания на второй план, выводя вперед умение устанавливать связи между фактами и явлениями, находить зависимости, искать их настоящие причины и следствия. Однако это умение необходимо тренировать.

Упоминая о каком-то факте, мы стараемся не просто констатировать его существование, а обосновать. Пример из курса «Введение в химию», VIII класс:

Если провести диагональ примерно из левого верхнего угла таблицы Менделеева в правый нижний, то элементы главных подгрупп выше диагонали будут неметаллами, а ниже – металлами. Самые типичные металлы находятся в левом нижнем углу таблицы, а самые типичные неметаллы – в правом верхнем. Почему металлы и неметаллы располагаются в таблице именно так? Разумеется, это связано с их электронным строением. Свойства металлов определяются тем, что внешние электроны их атомов слабо притягиваются к ядру. Неметаллы, наоборот, хорошо удерживают собственные электроны и не прочь захватить чужие. От чего зависит сила притяжения электрических зарядов (в нашем случае – внешних электронов и ядра)? Вспоминаем физику – она определяется законом Кулона. Эта сила тем больше, чем больше заряд ядра (заряд электрона всегда одинаков) и чем меньше радиус атома. Радиус атома сильно зависит от числа электронных слоев. Внутри подгруппы периодической таблицы он увеличивается сверху вниз.

Читайте также:
Лекция 5.3

Дистанционное обучение дает значительно больше возможностей взаимодействия преподавателей и обучаемых, чем классическое заочное. Традиционная для заочной школы переписка преподавателя и обучаемого происходит намного эффективнее, так как не тратится время на доставку почты. Учащийся оперативно получает проверку и комментарии к своим работам, ответы на свои вопросы и пр. Кроме того, появляется возможность взаимодействия всех учащихся группы на тематических форумах, где можно как разбирать наиболее сложные задания, так и инициировать обсуждение проблемных вопросов по теме. А технология видеоконференций позволяет проводить онлайн- уроки в режиме реального времени.

Уже не первый год режим видеоконференции используется для проведения онлайн-уроков для классов, находящихся на карантине, для учащихся, по состоянию здоровья находящихся на домашнем обучении.

Онлайн-лекции дают возможность не прерывать учебный процесс у школьников, когда преподаватель находится в отъезде. Но опыт показал, что онлайн-семинар, который проходит после самостоятельного изучения темы, значительно более эффективен по сравнению с лекцией.

Школьники обучаются для того, чтобы улучшить свои знания, подготовиться к экзаменам и предметным олимпиадам. В таком формате нет смысла следить, самостоятельно ли выполняются задания, ведь результат обучения интересует прежде всего ученика.

Другая ситуация возникает, если по результатам дистанционного обучения производится аттестация за соответствующий класс средней школы. В таком случае необходимо проведение устных зачетов. В «Интернет-школе» «Просвещение.ru» разработана система полугодовой аттестации на основе оценок за онлайн-тестирование, письменных работ, проверенных учителем, работы на онлайн-уроках и устного собеседования в режиме онлайн-конференции. Такая оценка отражает достижения учащегося не менее адекватно, чем оценка в обычной «очной» школе. Кроме этого, использую ресурсы Onlain Test Pad и Я Класс.

Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может быть полноценным, ведь адекватный практикум без непосредственного руководства преподавателя и соответствующей материальной базы невозможен.

Чтобы хотя бы частично компенсировать этот недостаток дистанционного обучения, демонстрирую видеоролики с записями экспериментов, или использую средства для так называемого виртуального эксперимента . Однако, чем младше школьник, тем сильнее у него потребность проводить опыты самому. По этой причине в курс «Введение в химию» для VIII класса введены рекомендации по безопасным экспериментальным работам, которые школьник может проделать сам с помощью веществ и посуды, имеющихся в любом доме.

Например, при изучении темы: «Признаки химических реакций» в 8 классе, можно порекомендовать школьникам провести реакцию между содой и уксусной кислотой, последить за процессом скисания молока, проанализировать процесс горения спички, ржавления гвоздя.

Разумеется, и при обучении более старших школьников экспериментальная часть необходима. К сожалению, достаточно серьезными экспериментами невозможно руководить заочно. И переписка не заменяет личное общение с учителем, а эксперимент «на кухне» не дает полноценной возможности «почувствовать» вещество. Также в дистанционном обучении остаётся проблема несамостоятельного решения заданий.

Восполнить эти пробелы удалось только при переходе на очную форму обучения.

В первый же урок ребят тестирую по материалу, который они изучали дистанционно, а на последующих уроках проводится цикл практических работ.

Любая форма обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки. Дистанционное обучение школьников, несомненно, менее эффективно, чем очное. Особенно это сказывается при преподавании химии, где, помимо личного общения с преподавателем, важно развитие навыков постановки и проведения эксперимента. Частично компенсировать недостатки дистанционного обучения, помогают яркие фото- и видеоролики, домашние эксперименты, а также сочетание дистанционных занятий с очными.

Дистанционное обучение теоретическим основам химии и неорганической химии с использованием системы moodle Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малашонок Ирина Евгеньевна, Курило Ирина Иосифовна, Радченко Светлана Леоновна

В статье анализируются возможности эффективного применения элементов интерактивного обучения с помощью LMS MOODLE на кафедре общей и неорганической химии Белорусского государственного технологического университета. MOODLE является обучающей платформой, предназначенной для обеспечения педагогов, администраторов и учащихся надежной, безопасной и комплексной системой для создания персонализированной среды обучения. MOODLE построен по проекту MOODLE, который возглавляет и координирует австралийская компания MOODLE HQ при финансовой поддержке партнеров сети MOODLE по всему миру. Отмечено, что использование электронных материалов и средств обучения эффективно для достижения образовательных целей при изучении дисциплин « Теоретические основы химии » и « Неорганическая химия », которые реализуются с помощью компьютерных сетей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малашонок Ирина Евгеньевна, Курило Ирина Иосифовна, Радченко Светлана Леоновна

DISTANCE LEARNING THEORETICAL FOUNDATIONS OF CHEMISTRY AND INORGANIC CHEMISTRY WITH USE OF MOODLE SYSTEM

The opportunities of effective application of interactive learning elements based on LMS MOODLE at the Belarusian State Technological University аt the Department of General and Inorganic Chemistry are analyzed. MOODLE is a learning platform designed to provide educators, administrators and students with a reliable, secure and complex system to create personalized learning environment. MOODLE is built by the MOODLE project headed and coordinated by the MOODLE HQ Australian Company which is worldwide financially supported by a MOODLE partner companies’ network. The electronic material and teaching facilities employment is supposed to be effective for educational goals achievement in the study “Theoretical Foundations of Chemistry” and “ Inorganic Chemistry ”, that are realized through computer networks.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение теоретическим основам химии и неорганической химии с использованием системы moodle»

И. Е. Малашонок, И. И. Курило, С. Л. Радченко

Читайте также:
Лекция 4.4

Белорусский государственный технологический университет

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ХИМИИ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ MOODLE

В статье анализируются возможности эффективного применения элементов интерактивного обучения с помощью LMS MOODLE на кафедре общей и неорганической химии Белорусского государственного технологического университета. MOODLE является обучающей платформой, предназначенной для обеспечения педагогов, администраторов и учащихся надежной, безопасной и комплексной системой для создания персонализированной среды обучения. MOODLE построен по проекту MOODLE, который возглавляет и координирует австралийская компания MOODLE HQ при финансовой поддержке партнеров сети MOODLE по всему миру. Отмечено, что использование электронных материалов и средств обучения эффективно для достижения образовательных целей при изучении дисциплин «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия», которые реализуются с помощью компьютерных сетей.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, система MOODLE, теоретические основы химии, неорганическая химия.

I. Yе. Malashonok, I. I. Kurilo, S. L. Radchenko

Belarusian State Technological University

DISTANCE LEARNING THEORETICAL FOUNDATIONS OF CHEMISTRY AND INORGANIC CHEMISTRY WITH USE OF MOODLE SYSTEM

The opportunities of effective application of interactive learning elements based on LMS MOODLE at the Belarusian State Technological University аt the Department of General and Inorganic Chemistry are analyzed. MOODLE is a learning platform designed to provide educators, administrators and students with a reliable, secure and complex system to create personalized learning environment. MOODLE is built by the MOODLE project headed and coordinated by the MOODLE HQ Australian Company which is worldwide financially supported by a MOODLE partner companies’ network. The electronic material and teaching facilities employment is supposed to be effective for educational goals achievement in the study “Theoretical Foundations of Chemistry” and “Inorganic Chemistry”, that are realized through computer networks.

Key words: education, distance learning, system MOODLE, the theoretical foundations of chemistry, inorganic chemistry.

Введение. Для Республики Беларусь вступление в Болонский процесс – это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования, который, безусловно, отражает достаточно высокий уровень белорусской системы образования, но вместе с тем ставит огромные задачи по развитию и обновлению системы образования. Включение нашей страны в европейское образовательное пространство диктует необходимость повышения качества образовательного процесса через разработку и внедрение электронных образовательных ресурсов, использующих все возможности современных электронных изданий и предметных учебно-методических комплексов.

Для этих целей перспективным является использование электронных систем управления обучением (ЬМ8), среди которых можно выделить модульную объектно-ориентированную динамическую обучающую среду МООБЬБ,

которая создана под патронажем ЮНЕСКО, распространяется бесплатно и представляет собой открытую платформу для организации дистанционного обучения через Интернет. Программное обеспечение МООБЬБ поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, что повышает ее эффективность; включает развивающиеся информационные технологии без перепроектирования системы и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения; соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования; является доступным: дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома), программные интерфейсы предоставляют возможность работы людям различного образовательного уровня, разных физических

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-метолическая работа

возможностей; обеспечивает взаимодействия различных систем [1, 2]. Система МООБЬБ гарантирует безопасность данных, конфиденциальность пользователей, защиту от несанкционированного доступа, потери данных и злоупотребления. Проект МООБЬБ активно поддерживается международным сообществом.

Целью представленной работы является рассмотрение оценки текущего состояния использования ЬМ8 МООБЬБ в Республике Беларусь и перспективы ее применения при изучении дисциплин «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия» студентами химических специальностей БГТУ.

Основная часть. В настоящее время в мировой образовательной практике наблюдается активизация процессов создания и использования электронных учебников нового поколения. В качестве стандартного инструмента в сфере образования в большинстве европейских университетов используется электронное обучение, которое является образовательным методом, объединяющим информационные и коммуникационные технологии.

В нашей стране по заданию Министерства образования Республики Беларусь в последние годы также выполнялся ряд научно-исследовательских проектов, направленных на разработку научно-методических основ создания и применения в сфере общего среднего образования электронных учебных изданий нового поколения. В результате на базе ЬМ8 МООБЬБ для дошкольного, общего среднего (для всех классов и по всем предметам), специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников были разработаны и активно внедряются в образовательную практику справочно-информа-ционные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов в виде словарей, справочников, электронных хрестоматий, дидактических материалов, учебных элементов, мультимедийных наборов, дидактических компьютерных игр, электронных тренажеров, тестов, практикумов и других видов электронных образовательных ресурсов.

Анализ образовательной практики в аспекте разработки и использования электронных образовательных ресурсов по теоретическим основам химии и неорганической химии на первой ступени высшего образования для высших учебных заведений Республики Беларусь химического и химико-технологического профиля указывает на существование ряда противоречий между инновационными целями современного образования и превалированием традиционных (консервативных) способов представле-

ния учебного контента, а также между необходимостью системного внедрения учебного контента нового поколения в образовательную практику и фрагментарностью, разобщенностью существующих электронных образовательных ресурсов и средств обучения.

Повышение качества образовательного процесса на первой ступени высшего образования при изучении дисциплин «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия» возможно через разработку и внедрение электронных образовательных ресурсов, использующих все возможности современных электронных изданий и предметных учебно-методических комплексов. Создание электронных образовательных ресурсов по теоретическим основам химии и неорганической химии на базе ЬМ8 МООБЬБ, с одной стороны, позволит максимально широко показать все возможности интерактивных электронных изданий ввиду наличия широкого спектра разработанного на кафедре общей и неорганической химии учебно-методического материала, подготавливаемых видеоматериалов демонстрационных экспериментов, а с другой стороны, при работе со студентами первого курса позволит обеспечить преемственность химического образования на этапе школа – университет.

Читайте также:
Лекция 5.2

Работа по созданию дистанционных курсов «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия» сотрудниками кафедры общей и неорганической химии БГТУ, осуществляемая в системе дистанционного обучения ЬМ8 МООБЬБ, предназначена для организации обучения онлайн в сетевой среде с использованием Интернет-технологий. Система обеспечивает многообразие процедур обучения онлайн, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение студентов химико-технологических специальностей. В ходе разработки планируется использовать следующий набор элементов системы МООБЬБ:

– лекция – содержит теоретический материал по основным разделам дисциплин «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия» в соответствии с учебными программами;

– глоссарий – с его помощью создается основной словарь химических терминов и понятий, включенных в программы изучаемых дисциплин;

– справочные материалы – в этот элемент будут включены все справочные материалы, необходимые для успешной подготовки к практическим и лабораторным занятиям по изучаемым дисциплинам: основные константы и единицы физико-химических величин, атомные и молекулярные свойства веществ, термодинамические и физико-химические характеристики

веществ, таблицы наиболее важных кислот, их названия, названия солей, таблицы наиболее важных минералов, тривиальные названия распространенных химических соединений и др.;

– анкеты – предоставляют несколько способов обследования, которые позволят оценить уровень знаний студентов по химии за курс средней школы и могут быть полезны при выборе обучающих технологий и разработке индивидуальных заданий на начальном этапе обучения в университете;

– м>гкг – этот элемент позволяет нескольким студентами сразу создавать документ (например, рефераты по отдельным темам дисциплин, отчеты о выполненной лабораторной работе) прямо в окне браузера, добавляя, расширяя и изменяя его содержимое. С помощью этого элемента студенты приобретают навыки работы в малых группах, развивают творческое мышление, эффективно получают знания, воспитывая чувство коллективизма;

– задания – в этот раздел будут включены контрольные задания для самостоятельной работы студентов, содержащие перечень теоретических вопросов и расчетных задач, ответы на которые студентам необходимо подготовить в электронном виде, загрузить на сервер и получить оценку. Анализ результатов выполнения заданий этого раздела позволит не только осуществлять студентами самоконтроль своих знаний, но и организовать эффективную управляемую самостоятельную работу студентов преподавателем;

– опрос – содержит контрольные задания для текущего и рубежного контроля знаний студентов по каждому изучаемому разделу курсов «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия». Материалы этого раздела могут быть полезными как в качестве быстрого индивидуального опроса, позволяющего оценить уровень подготовки к практическому и лабораторному занятию, так и для проведения контроля знаний по изученному разделу дисциплины. Задание должно быть выполнено на фиксированную минимальную оценку. В случае неудачи студенту предлагается дополнительно изучить теоретический материал, провести анализ допущенных ошибок и повторно выполнить задание;

– пояснение – этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, определить сроки выполнения заданий;

– тесты – позволяют преподавателю создать набор тестовых вопросов как по отдельным темам, так и по всему курсу. Все вопросы хранятся в базе данных, могут редактироваться и пополняться. При разработке тестов могут быть ис-

пользованы вопросы различных типов: в закрытой форме (множественный выбор); с вариантами ответов «да/нет»; короткий ответ; числовой; соответствие; случайный вопрос; вложенный ответ и др. Это позволяет создать большое число вариантов обучающе-корректирующих тестов, что обеспечит объективную оценку знаний студентов при проведении текущего и итогового контроля знаний по дисциплинам «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия».

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель может организовать изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий. Преподаватель может незамедлительно проверить сданные студентом задания, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать и выполнить задания повторно. Это даст возможность оперативно корректировать работу студентов.

Одним из важных компонентов информационно-образовательной среды МООБЬЕ является коммуникационный, так как обеспечивает возможность общения студентов с преподавателями, а также между собой не только во время аудиторных занятий, но и посредством электронной почты; обмена личными Интернет-сообщениями, форумов [3].

Информационно-образовательная среда обучения МООБЬЕ является гибкой и легко адаптируемой. Преподаватель имеет возможность быстро получать информацию о степени усвоения учебного материала студентами и корректировать свою дальнейшую работу. Если обнаруживается, что студенты недостаточно усвоили материал той или иной темы изучаемых дисциплин, следует назначить дополнительные консультации, скорректировать лекционный материал, ввести дополнительные задания и тесты.

Использование ресурсов платформы предназначено внести свой вклад в сокращение временных затрат на обработку результатов контроля знаний студентов и обратную связь преподаватель – студент и, соответственно, в увеличение времени, отводимого на индивидуальную работу.

Заключение. Таким образом, система дистанционного обучения ЬМ8 МООБЬЕ имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:

1) огромный мотивационный потенциал;

3) большая, чем работа в аудитории, степень интерактивности обучения.

Сочетание регулярных аудиторных занятий по дисциплинам «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия» с доступными на платформе МООБЬЕ электронными ресурсами будет способствовать повышению уровня

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2015. № 8. Учебно-методическая работа

знаний студентов, развитию у них навыков самостоятельной работы, предоставит возможность самооценки своих знаний, что является необходимым условием эффективности процесса обучения. Использование модульной объектно-ориентированной динамической учеб-

ной среды МООБЬБ является эффективным средством достижения образовательных целей, позволяет перейти на современные технологии обучения, обеспечивает широкие возможности для коммуникации, что является одной из самых сильных сторон дистанционного обучения.

1. Белозубов А. В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения MOODLE. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. 108 с.

2. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе MOODLE. Казань: КГУ, 2008. 169 с.

Читайте также:
Лекция 1.2.1

3. Энгель В. MOODLE для новичков. Обзор возможностей MOODLE в вопросах и ответах [Электронный ресурс] // Сайт MOODLE Center, 2012. URL: http://smartresponder.ru/user/files/ 63727/959246809/moodle-q-and-a.pdf (дата обращения: 23.01.2015).

1. Belozubov A. V., Nikolaev D. G. Sistema distantsionnogo obucheniya MOODLE [Distance learning system MOODLE]. St. Petersburg, ITMO Publ., 2007. 108 p.

2. Gil’mutdinov A. Kh., Ibragimov R. A., Tsivil’skiy I. V. Electronnoye obrazovaniуe na platforme MOODLE [E-learning platform MOODLE]. Kazan’: KGU Publ., 2008. 169 p.

Как изучать химию. Как выучить химию самостоятельно с нуля

С чего начать учить химию

Химия – одна из наиболее сложных школьных дисциплин. Физические и химические свойства элементов, особенности протекания реакций между различными веществами, валентность, электролитическая диссоциация и многое другое – все это школьники должны знать и понимать.

3 рекомендации, с чего лучше начать учить химию:

  • Определить свой уровень знаний – от этого будет зависеть план обучения. К примеру, если вы не разбираетесь даже в основах химии, то придется учить весь материал с нуля – с таблицы Менделеева. Если хорошо знаете предмет, но планируете поступать на медфак или химфак, то химию лучше изучать углубленно, за рамками школьной программы.
  • Решить, как будете заниматься – самостоятельно, с репетитором или на онлайн-курсах. В первом случае нужно выбрать учебники, рабочие тетради, найти задачники (желательно с ответами), составить план и т. д. В двух других случаях вам не придется делать этого самому – у преподавателя уже есть готовая учебная программа и материалы для обучения.
  • Подумать, как будете делать лабораторные работы. Химия – это не только теория, но и практика. Не всегда уроков в школе хватает, чтобы научиться проводить химические опыты.

Как выучить химию самостоятельно с нуля за месяц

Многих учеников волнует не столько качество полученных знаний, сколько сроки, которые придется потратить на обучение. Поверьте, чем тщательнее вы изучите азы науки, чем понятнее для вас будет смысл каждого уравнения, тем быстрее вы освоите более сложные темы. В данном случае цель оправдывает средства. Трудно вам будет только в самом начале. Вникните в суть базовых понятий, а дальше осознание каждого химического закона само придет вам в голову.

Только не обращая внимания на сроки, вы сможете выучить химию быстро. За месяц это сделать реально, если речь идет о школьном курсе. Обычно такую цель перед собой ставят ученики, которые готовятся к сдаче экзамена. Воспользуйтесь методикой, предложенной ниже, для создания соответствующего психологического настроя.

Методы подготовки

  • Самое эффективное — оформить интенсивы при ВУЗе. Они краткие, но рассчитаны на уверенный уровень знаний у школьника.
  • Онлайн-занятия. Данный вариант обучения устроит тех людей, кто желает обучаться персонально. Занятия преподаватель ведет в активном режиме, но во время обучения ведется запись всего процесса. Если нет возможности подключиться к уроку, студент смотрит его в записи через свой аккаунт. Удобно то, что здесь нет привязки по времени. Все видеоматериалы сохраняются, их можно изучать даже после окончания цикла обучения.
  • Нанять преподавателя. В том случае, если вы располагаете достаточным временем для подготовки, можно прибегнуть к его услугам. Однако надо учитывать такой важный момент, что очень сложно найти преподавателя, который согласится готовить ученика к ЕГЭ за 1 месяц до экзамена. В основном начинают учиться минимум — за 2 года.

Побудьте педагогом

Как бы странно это ни звучало, лучше всего вы усвоите материал, если объясните его кому-то. Выучили новую тему, но не уверены, что поняли ее до конца? Найдите человека, который совсем не разбирается в ней, и объясните ему суть материала. Поверьте, после этого урока, на котором вы будете выступать в роли педагога, знаний прибавится не только у вашего «ученика», но и у вас.

Структура атома

Социальные сети

Ютьюб-канал химическими опытами и физическими экспериментами.

Ютьюб-канал с опытами по всем разделам химии. Автор не только снимает зрелищные опыты, но и подробно объясняет суть наблюдаемых явлений. Также он показывает, с какими сложностями столкнулся при проведении эксперимента и рассказывает, почему произошла неудача.

Ещё один канал с большим количеством роликов, посвящённых конкретным элементам и их соединениям. Автор канала Александр Иванов рассказывает об основных химических особенностях веществ и показывает опыты с ними.

Как выучить химию с нуля

Если ученик имеет серьезные пробелы в материале и совсем не понимает дисциплину, то следующий алгоритм объяснит, как быстро выучить химию даже с нулевыми знаниями:

  • Теоретические знания.

Стоит начать с азов, то есть с таблицы Менделеева и простейших формул, постепенно переходя к более сложным темам. Здесь помогут и школьные учебники, и старые конспекты.

Решение задач и лабораторные работы – практическая часть, которая позволит надежно закрепить материал. Без этой важной составляющей теоретические знания быстро забудутся.

Как выучить органическую химию.

Этот раздел науки не является простым, так как количество органических соединений и их превращений невероятно многообразно.

По мере изучения новых превращений, стоит создавать схематичной изображение той или иной реакции, чтобы быстрее запоминать способы перехода одного вещества в другое. Можно распечатать свои записи и повесить над рабочим столом.

Каждая новая тема будет основывать на уже ранее пройденной, поэтому периодически стоит возвращаться к старым разделам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: